Факторы, определявшие проблемы развития МПВО

В) Оперативно-тактические функции формирований МПВО

Б) Подготовка кадров командно-начальствующего состава МПВО.

А) Место и роль МПВО в советском военном строительстве.

4 октября 1932 г. постановлением Совета Народных Комиссаров было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - основы будущей системы ГО СССР. Вместе с тем, МПВО продолжала оставаться составной частью общегосударственной системы ПВО страны. Положением общее руководство МПВО в центре возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам (с 20 июня 1934 г. Наркомат обороны СССР), а на территории военных округов - на командующих войсками округов (комиссии содействия ПВО).

Положение предусматривало широкое развитие сил и средств МПВО в качестве органической составной части всей системы ПВО страны и определяло мероприятия, проводимые по линии МПВО в пределах угрожаемых зон (зон досягаемости авиации противника) как в мирное, так и военное время.

В МИРНОЕ ВРЕМЯ:

- обучение населения и специальных формирований МПВО;

- строительство командных пунктов, убежищ и укрытий для населения;

- накопление запасов специального имущества для оснащения формирований;

- организация внутреннего оповещения и связи и другие мероприятия, связанные с обеспечением устойчивой работы промышленных предприятий.

В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ:

- оповещение населения и объектов ПВО об угрозе воздушного нападения противника;

- маскировка и светомаскировка объектов и пунктов ПВО;

- обеспечение населения коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- организация защиты людей, животных, материальных ценностей, воды, продуктов питания, фуража;

- обеспечение охраны общественного порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах.

В случае нападения воздушного противника органы МПВО обязаны были подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий.

В случае возникновения разрушений и поражений на МПВО возлагалась задача спасения людей, ликвидации аварий, обезвреживание неразорвавшихся авиабомб, а в случае применения противником отравляющих веществ - ликвидация химических очагов поражения.

Противовоздушную оборону пунктов и объектов были призваны обеспечить, с одной стороны, специальные части и подразделения войск ПВО, а с другой - формирования, опиравшиеся на широкое привлечение к участию в них самого населения и его массовых организаций.

В дальнейшем силы и средства ПВО на местах развивались по двум направлениям - военному и гражданскому.

В 1932 г. появились первые кадровые отдельные части МПВО. Местные части МПВО состояли из отдельных батальонов (в составе противохимической и инженерно-технической рот, роты ВНАР и связи), инженерных батальонов (саперно-восстановительная, дорожно-мостовая и маскировочные роты), автотранспортных рот (три автотранспортных взвода). Позднее, в 1934 г. местные части ПВО в Москве, Ленинграде, Киеве и Баку были объединены в бригады и полки. Бригада состояла из 6-8 отдельных батальонов МПВО, инженерного батальона и транспортной роты. В состав полка входило 3-4 отдельных местных батальона, инженерный батальон и автотранспортная рота.

Формирования МПВО создавались в районах (на участках), на предприятиях, в учреждениях, организациях и при домоуправлениях.

В каждом городе-пункте ПВО в границах районных милицейских участков создавались участковые команды МПВО. В участковой команде насчитывалось 420-430 бойцов, входивших в пожарное, медико-санитарное, аварийно-восстановительное, дегазационное, ветеринарное и другие подразделения. Начальником участка МПВО одновременно являлся начальник отделения милиции. На предприятиях создавались команды, получившие название объектовых. Численность команд была различная, в зависимости от количества работающих и особенностей производства. В объектовых командах имелись пожарные, медико-санитарные, аварийно-восстановительные, дегазационные, ветеринарные и другие подразделения. При домоуправлениях формировались группы самозащиты из расчета одна группа в 24-54 человека на 200-500 человек населения. Состояли они из звеньев (4-9 чел.): медицинских, противопожарных, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка и наблюдения, противохимическое, аварийно-восстановительное и другие. Во всех формированиях МПВО командные должности замещались преимущественно бывшими военными работниками.

На группы самозащиты в военное время возлагались следующие обязанности:

• оповещение населения о воздушной тревоге, а также о химической опасности;

• проведение профилактических мероприятий по предупреждению пожаров, тушение и локализация зажигательных и авиационных бомб;

• охрана общественного порядка и безопасности, наблюдение за своевременным выполнением установленных правил поведения (особенно по светомаскировке и сигналу «Воздушная тревога»);

• содействие в размещении в бомбоубежищах и других укрытия жителей домов, а также граждан, застигнутых сигналом «Воздушная тревога» на улице;

• извлечение пострадавших из-под завалов и оказание им доврачебной помощи;

• оцепление возникших очагов поражения, охрана имущества и зданий, помощь в разборке завалов и спасательных работах;

• содействие городским и объектовым формированиямМПВО вликвидации последствий воздушных налетов;

• обнаружение очагов химического заражения.

Перечисленные обязанности наиболее полно выражают их роль и место в МПВО, в ее способности немедленно оказывать помощь пострадавшим, начинать ликвидацию последствий нападения с воздуха.

Таким образом, была создана стройная система местной ПВО, призванная надежно защищать население и объекты народного хозяйства от воздушных нападений противника.

Однако заметим, что мероприятия МПВО ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите возлагалась на общественные организации, прежде всего на Осоавиахим, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

На развитие ПВО страны оказала влияние теоретическая деятельность М.В. Фрунзе, С.С. Каменева, М.Н. Тухачевского, К.Е. Ворошилова и других видных советских военачальников. Особенно большое внимание этому вопросу уделял С.С. Каменев, в то время крупнейший специалист в данной области. 1 июля 1934 г. он был назначен начальником Управления ПВО РККА и до конца своей жизни находился на этой должности.

С.С. Каменев пристально следил за развитием ВВС капиталистических государств, указывал на необходимость своевременного учета происходящих в них изменений для постоянного совершенствования ПВО нашей страны. Он выступал против узкого понимания функций МПВО, как только «спасательных», был сторонником создания активной ПВО, опирающейся на широкое участие трудящихся вместе с Осоавиахимом и Красным Крестом. Он четко определил боевые задачи МПВО: маскировка, работа по ликвидации разрушений, борьба с отравляющими веществами, оказание помощи пострадавшим, борьба с пожарами, быстрое устранение последствий воздушных нападений. Особенно подчеркивал он необходимость массовой, всесторонней подготовки населения к МПВО; он раскрыл содержание такой подготовки, как совокупность мероприятий технического и организационного характера.

Важную роль в совершенствовании организационной структуры МПВО в этот период сыграло постановление СНК СССР от 27 августа 1936 года «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР». Оно обязывало союзные наркоматы, совнаркомы союзных и автономных республик, исполкомы Советов, а также военное ведомство в течение двух лет привести в полную готовность к противовоздушной обороне и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО страны. Председатели исполкомов этих Советов по должности становились начальниками МПВО городов и районов, т.е. был введен институт начальников МПВО, который сохранился до сегодняшнего дня в лице начальников гражданской обороны.

На базе управлений и отделов городских и районных Советов создавались службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, охраны порядка, транспортная, дегазационная, светомаскировки, медико-санитарная, ветеринарная, торговли и питания, аварийно-восстановительная и другие.

В городах-пунктах ПВО, районах этих городов создавались штабы МПВО. Штабы объектов ПВО реорганизовывались в штабы МПВО объектов. К концу 1935 г. штаб МПВО города организационно состоял из пяти отделов (оперативного, боевой подготовки, инженерного, химической защиты, материального обеспечения), двух служб (связи и оповещения), двух частей (финансовой и административно-хозяйственной).

Особое внимание было обращено на города Москва, Ленинград, Баку и Киев. Здесь по постановлению СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) ПВО Москвы, Ленинграда, Баку, Киева». Вводились должности заместителей председателей городских Советов по МПВО, которые одновременно становились и начальниками МПВО городов. На крупных предприятиях создавались должности заместителей директоров по МПВО, на которых возлагалась персональная ответственность за организацию и состояние объектов МПВО.

Принятые решения позволили усилить работу по накоплению фонда защитных сооружений для населения, подготовке светомаскировочных и противопожарных мероприятий. На промышленных предприятиях, объектах энергетики и железнодорожном транспорте значительно увеличились капиталовложения для повышения устойчивости их работы в особый период. Начиная с 1935 г. в городах-пунктах ПВО запрещалось новое строительство без соблюдения требований МПВО.

Продолжалась работа по созданию сил МПВО. Она осуществлялась по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (невоенизированные формирования различного назначения).

Основу войсковых сил МПВО в середине 30-х годов составляли местные части ПВО. К 1936 г. МПВО располагала: двумя местными бригадами, двумя местными полками, тридцатью местными батальонами, четырьмя отдельными инженерными батальонами, четырьмя отдельными автотранспортными ротами и двумя отдельными инженерно-противохимическими батальонами МПВО.

Войсковые силы МПВО наращивались и другим путем. В основных пунктах ПВО страны согласно директиве Штаба РККА от 30 марта 1931 г. создавались роты МПВО. Это были довольно подвижные подразделения широкого предназначения, в том числе и для действий в очагах химического поражения. Они комплектовались военными комиссариатами военнообязанными запаса по специальностям: внутреннего наблюдения и связи, противохимической защиты, охраны общественного порядка, противопожарной и медицинской защиты.

В течение 1932-1935 г.г. было сформировано 160 таких рот. В дальнейшем число их непрерывно возрастало, и к середине 1941 года такие формирования имелись во всех крупных городах страны.

Новым стимулом к совершенствованию всей системы МПВО в стране явились решения XVIII съезда ВКП (б), состоявшегося в марте 1939 г. При оценке общего состояния обороны Советского государства на съезде было обращено внимание также на состояние МПВО. Говоря о необходимости резко улучшить организацию и развитие МПВО, выступивший на съезде Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов подчеркнул, что этим «нужно заниматься вплотную и без проволочек».

Разработанные на основе решений съезда мерыпо укреплению обороны страны приобрели еще большее значение осенью 1939 г. в условиях начавшейся второй мировой войны и возросшей в связи с этим опасностью военного нападения на СССР.

Выражением растущего внимания партии и правительства к вопросам усиления противовоздушной обороны страны явились две тщательные проверки ее состояния, проведенные по инициативе ЦК ВКП (б) весной и осенью 1940 г. Вторая проверка целиком коснулась всей системы МПВО. Проверки дали материал для разработки новых конкретных мер по дальнейшему совершенствованию системы обороны с воздуха, устранению выявленных недостатков. В числе мер, принятых по военной линии, были разделение территории страны на зоны ПВО (в границах военных округов), а внутри них - на районы и пункты ПВО, формирование новых частей и соединений, значительное укрепление руководящих органов ПВО.

По данным проверок было установлено, что органы военного командования как в центре, так и на местах в связи с возросшим объемом работы по подготовке страны к вооруженной защите стали значительно меньше уделять внимания местной ПВО, а в ряде городов вопросы МПВО вовсе оказались вне поля их зрения. Положение усугублялось недостаточным опытом местных советских органов в руководстве деятельностью штабов, служб и формирований МПВО.

Принимая во внимание сложившееся положение и в целях сосредоточения усилий Наркомата обороны СССР исключительно на организации вооруженной защиты Советского государства, а также учитывая местный (территориальный) характер мероприятий МПВО, СНК СССР принял решение о передаче МПВО в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР.

Кроме серьезных недостатков в руководстве МПВО со стороны наркомата обороны были и другие причины передачи ее в подчинение наркомата внутренних дел. К ним относится наличие в составе НКВД двух ведущих служб МПВО: противопожарной и охраны порядка и безопасности. Несомненно, на это решение повлияло и то обстоятельство, что накануне войны НКВД СССР обладал большой властью и мог изменить отношение к противовоздушной и противохимической защите тех должностных лиц, которые халатно выполняли свои обязанности по МПВО.

Эти и другие причины, среди которых главной было стремление советского руководства изменить к лучшему состояние защиты тыла СССР в условиях реальной военной угрозы, были положены в основу решения от 7 октября 1940 г., о передаче МПВО из подчинения Наркомата обороны в ведение Наркомата Внутренних дел. Для руководства МПВО в составе НКВД СССР в конце октября 1940 г. было образовано Главное управление (ГУ МПВО НКВД СССР). Начальником ГУ МПВО НКВД СССР был утвержден генерал-лейтенант В.В. Осокин, занимавший до этого пост начальника пограничных войск НКВД УССР.

Опираясь на поддержку местных советских органов, ГУ МПВО НКВД СССР осуществило ряд первоочередных мероприятий, направленных на повышение готовности штабов, служб и формирований МПВО. Именно в эти годы было положено начало глубокой проработке вопросов реагирования МПВО на действия противника, противодействия его массированным бомбардировкам, чтобы не допустить таких потерь среди населения и разрушений, какие были в Ковентри 15 сентября 1940 г., когда город был почти целиком разрушен германской бомбардировочной авиацией в немалой степени из-за бездействия сил ГО.

В начале 1941 г. ГУ МПВО разослало на места указания по разработке оперативных планов с определением исходных данных для планирования, порядка оповещения и сбора личного состава по тревоге, развертывания сил и средств МПВО с введением «угрожаемого положения» и по сигналу «Воздушная тревога», а также порядка действий формирований при угрозе воздушного нападения противника. Анализ опыта начавшейся второй мировой войны показал, что действия сил МПВО должны носить упреждающий характер, не допускать развития очага поражения, при невозможности сделать - локализовать его. В годы Великой Отечественной войны такая тактика действия сил МПВО полностью себя оправдала.

Важное значение для повышения качества подготовки штабов, служб и формирований имела разработанная ГУ МПВО единая программа боевой подготовки на 1941 г. Она предусматривала проведение занятий с формированиями по 4 часа в месяц без отрыва от производства, а один раз в полугодие проведение 10-дневных сборов с отрывом от производства. Завершающим этапом обучения становились двухдневные учения.

Характер и масштабы возможного внутреннего воздействия противника оказывали сильное влияние на способы и формы подготовки сил МПВО, взаимодействия их с другими ведомствами. Вследствие этого, почти накануне войны, 18 мая 1941 г., был издан совместный приказ Народного комиссара обороны и Народного комиссара внутренних дел СССР, которым закреплялся порядок взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и ПВО НКО СССР.

Однако за короткое время, оставшееся до начала Великой Отечественной войны, полностью решить все назревшие вопросы и завершить осуществление всех необходимых мероприятий не удалось. К числу их относились, например, введение в практику более четкого прохождения службы в подразделениях МПВО гражданами приписного состава, укомплектование команд и групп самозащиты, упорядочение подчиненности и разграничение ответственности, прав и обязанностей командного и начальствующего состава, уточнение границ угрожаемой зоны в соответствии с увеличением дальности полетов бомбардировочной авиации и др.

И все же, несмотря на имевшиеся недоработки, в целом МПВО к началу войны превратилась в самостоятельную систему, находящуюся в ведении НКВД СССР, с довольно четкой общей структурой и единым центральным органом управления, обладавшую значительным материально-техническим оснащением и в основном подготовленную к выполнению возложенных на нее задач.

Главными характерными чертами МПВО накануне войны были:

• массовая и всесторонняя подготовка населения, особенно групп самозащиты, к противовоздушной и противохимической защите;

• последовательное повышение готовности сил и средств МПВО для защиты населения и объектов народного хозяйства городов, имевших стратегическое значение;

• улучшение оперативного руководства штабами, службами и формированиями МПВО;

• использование как всех сил и средств МПВО, так и невоенизированных формирований различного назначения для защиты населения и объектов народного хозяйства на основе тесного взаимодействия органов МПВО НКВД СССР и ПВО НКО СССР;

• сосредоточение сил и средств МПВО на наиболее угрожаемых направлениях и объектах с целью накопления фонда защитных сооружений, повышения надежности систем энерго- и водоснабжения;

• подготовка мероприятий по маскировке важнейших объектов экономики и коммуникаций, улучшению противопожарной безопасности городов, сел и объектов народного хозяйства.

В целом МПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню развития средств воздушного нападения. Основная масса сил и средств МПВО, а также населения была хорошо обучена действиям в военное время.

В результате МПВО была готова к выполнению возложенных на нее задач:

- свести к минимуму возможные потери и разрушения,

- обеспечить бесперебойную работу предприятий.

Залогом успешного решения этих задач были высокий патриотизм, дисциплина, самоотверженность бойцов и командиров МПВО.

Трудной и сложной оказалась вставшая перед МПВО задача по подготовке ее командно-начальствующего состава. С этой целью 25 октября 1933 г. на базе Ленинградских курсов усовершенствования старшего начальствующего состава ПВО и курсов по подготовке среднего начальствующего состава были созданы «Курсы усовершенствования и подготовки начальствующего состава МПВО».

В дальнейшем курсы неоднократно проходили реорганизацию: в 1933 г. - в «Электротехническую школу РККА», в 1934 г. - в курсы усовершенствования начальствующего состава местной ПВО, в 1939 г. - в Ленинградские республиканские курсы МПВО.

Для того, чтобы обеспечить подготовку кадров MПBО в полном объеме, в 1938 г. на базе Московской центральной постоянной выставки МПВО были созданы «Высшие курсы местной ПВО». Но и эти меры не решали полностью проблемы подготовки кадров для МПВО. В связи с этим в 1939 г. при курсах усовершенствования командного состава ПВО РККА (г. Киев) было организовано отделение МПВО. Все это позволило значительно ускорить подготовку кадров МПВО.

В этот период новый размах получила подготовка населения страны к воздушно-химической обороне. С 1934 г. время на обучение военно-химической обороне было увеличено в четыре раза, занятия стали проводиться по единой 40-часовой программе.

Особенно активизировалась работа по подготовке населения по противовоздушной и противохимической защите после того, как Центральный совет Осоавиахима ввел в сентябре 1934 г. нормативы комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне», а в 1935 г. учредил нагрудный знак «Готов к ПВХО».

Основу нормативов комплекса составлял минимум знаний и навыков, которым должен был овладеть каждый гражданин, чтобы быть действительно подготовленным к воздушно-химической обороне. Главный упор делался на защиту от ударов авиации противника и примененного им химического оружия.

К новым формам распространения санитарно-оборонных знаний в эти годы перешел Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1934 г. были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО). Первый комплекс предназначался для взрослых, второй - для школьников. Основное внимание при этом обращалось на выработку практических навыков в оказании первой помощи пострадавшим.

Сдавшие нормативы получали специальные нагрудные знаки. Средства массовой информации (печать, радио, наглядная агитация и др.) призывали население активно включаться в подготовку и сдачу нормативов оборонных комплексов. Агитационные лозунги и плакаты были вывешеныво- всех предприятиях, учреждениях и учебных заведениях.

Подготовка к сдаче норм проходила в нерабочее время в различных кружках и на курсах. Занятия проводили общественные инструкторы Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также слушатели военных учебных заведений, студенты вузов и специалисты МПВО.

В результате умелой организаторской работы уже к августу 1935 г. по стране сдали нормы на знак «Будь готов к ПВХО» свыше 580 тыс. человек, а к концу года - свыше 1 млн. человек. Одновременно около 1 млн. человек стали значкистами «ГСО».

В эти годы усиливается оборонно-массовая работа и на селе. Создаются тысячи кружков ПВХО, ГСО и БГСО, сельские формирования МПВО. К весне 1935 г. общее количество военно-химических отрядов, созданных в сельской местности, достигло 5000. Они объединили в своих рядах около 150 тыс. человек.

Важное значение в развертывании оборонно-массовой работы имело постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. «О работе Осоавиахима». В нем, в частности, указывалось: «Организация и подготовка формирований МПВО, массовая сдача населением норм на знак «Готов к ПВХО», подготовка трудящихся к противовоздушной и противохимической обороне являются первоочередными задачами Осоавиахима и других оборонно-массовых организаций...».

Все шире стали использоваться такие формы подготовки, как учения и соревнования по ПВХО, походы в противогазах.

«Культ противогаза», поразивший в те годы не толь нас, но и другие страны Европы, стал отголоском панического отношения к химическому оружию, оставшегося со времен первой мировой войны. Противогазы создавались не только для людей. Поскольку до Великой Отечественной войны главным средством передвижения и тягловой силой Красной Армии была лошадь, в 1928 г. на вооружение были приняты особые лошадиные противогазы. В 1932 г. был также сконструирован противогаз для волов, коров, собак.

Можно с уверенностью сказать, что существенный вклад в этот фундамент внесли впервые проведенные вначале сентября 1935 г. в Москве Всесоюзные соревнования по ПВХО, в которых приняло участие свыше 1000 человек. В дальнейшем такие соревнования стали проводиться ежегодно, привлекая все большее количество участников. В 1936 г. в них приняли участие более 50 тыс. человек, а в 1938 г. - свыше 2,8 млн. человек. Действенной формой проверки готовности формирований МПВО являлись также Всесоюзные химические соревнования. В них участвовали десятки тысяч групп самозащиты и постов ПВХО.

Учения МПВО, как правило, проходили под руководством органов МПВО и Осоавиахима. В них наряду с формированиями МПВО участвовало население, а также воинские части. Наиболее крупными учениями руководили командующие войсками военных округов. В 1935-1936 г.г. такие учения прошли в Киеве, Ленинграде, ряде других крупных городов страны.

Первый опыт начала второй мировой войны подтвердил, что тяжесть потерь среди населения в результате ударов с воздух находится в непосредственной зависимости не только от способности активных сил и средств ПВО парализовать действия авиации противника, но и организованности людей, их умения пользоваться средствами защиты, иными словами, от состояния местной противовоздушной обороны. В противном случае, как это было в Варшаве 27 сентября 1939 г. в результате массированной бомбардировки ее германской авиацией, неминуемы были большие потери населения, которые составили 60 тыс. убитых и раненыхзаодин день.

Значительное внимание было уделено усилению подготовки командно-начальствующего состава формирований, общественных инструкторов ПВХО и ГСО. В этой связи расширяется сеть курсов МПВО, улучшается их материальная база, обеспечение кадрами. В 1939 г. только осоавиахимовскими организациями Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Днепропетровска и некоторых других городов было подготовлено свыше 10 тыс. инструкторов ПВХО.

В предвоенные годы в стране многое делалось по организации военной подготовки руководящих советских и хозяйственных кадров. В Москве их обучение проводилось на постоянно действующих семинарах по четыре учебных часа в неделю. К проведению занятий привлекались преподаватели военных академий. Директора предприятий по вопросам МПВО готовились по специальной 34-часовой программе.

В 1939 г. в 632 городах-пунктах ПВО прошли различные по масштабам учения МПВО, в которых приняло участие свыше 5 млн. человек. Только в Москве состоялось свыше 4 тыс. учений (51 участковых, 578 объектовых и 3652 учений групп самозащиты).

В результате активной работы оборонных общественных организаций правилам противовоздушной и противохимической обороны в стране накануне 1941 г. было обучено около 40 млн. человек.

О размахе оборонно-массовой работы в предвоенные годы говорят и такие цифры: только в течение 1940 г. на фабриках и заводах, в учреждениях, колхозах и совхозах было проведено 181 тыс. тренировок на длительность пребывания в противогазах, в которых участвовало 10 млн. человек.

История развития МПВО является одним из наглядных примеров о том, что усиленная подготовка для серьезной войны требует не порыва, не клича, не лозунга, а длительной, напряженной, упорнейшей работы в массовом масштабе.

Этот вопрос рассмотрим на примере МПВО города Ленинграда, т.к. накануне войны она оказалась наиболее подготовленной. Это обусловливалось не приграничным положением города, но и тем, что уже зимой 1939-1940 г.г. в результате военного конфликта с Финляндией он оказался на положении прифронтового города.

Впервые в нашей стране, и только в Ленинграде, система МПВО была полностью развернута еще осенью 1939 г. 8 сентября 1939 г. штабы МПВО города и районов были приведены в полную боевую готовность. С 20 ноября того же года решением Ленгорисполкома часть участковых команд МПВО общей численностью 5360 человек переводится на казарменное положение. В городе устанавливается режим полной светомаскировки. Приводятся в готовность силы и средства служб и объектов МПВО. 4 марта 1940 г. система МПВО города была полностью развернута по сигналу «Воздушная тревога». Подъем сил и средств МПВО прошел организованно, все формирования установленное время сосредоточились в местах, определенных оперативным планом. Особенно слаженно действовали медико-санитарные команды. Сотни девушек - бойцов МПВО работали медсестрами в санитарных поездах, госпиталях и войсках, оказывая медицинскую помощь раненым.

Боевой опыт накопили и другие подразделения: за период войны было переподготовлено 90% всего личного состава Ленинградской МПВО.

В этот же период боевое крещение получил 4-й отдельный инженерно-противохимический полк МПВО НКВД СССР. Его бойцы обеспечивали светомаскировку промышленных предприятий и транспорта, оказывали помощь инженерным частям Красной Армии в восстановлении мостов, разрушенных отступавшими войсками противника, в наведении переправ через реки и незамерзающие озера, участвовали в разминировании дорог, зданий и сооружений. Для боевых действий на фронте в полку было подготовлено несколько сотен лыжников, снайперов и подрывников. При выполнении боевых заданий бойцы проявляли находчивость и изобретательность. Так, рядовой С. Воронов (впоследствии лауреат Государственной премии) и младший сержант П. Шилов предложили новую конструкцию трамвайного бугеля и троллейбусных штанг, исключавшую искрение, которое нарушало светомаскировку города.

В марте 1940 г. после подписания с Финляндией договора о перемирии система МПВО города переведена на мирное положение. Итоги боевых действий МПВО Ленинграда в период советско-финской войны обсудил 13 июля 1940 г. пленум Ленинградского областного и городского комитетов ВКП (б). В своем докладе начальник МПВО города полковник Е.С. Лагуткин проанализировал не только успехи в действиях МПВО, но и допущенные промахи, недостатки. В частности, опыт показал, что совмещение в одном лице двух должностей - начальника отделения милиции и начальника участка МПВО. Из-за перегрузки основной работой начальник отделения милиции не имел возможности полноценно заниматься вопросами МПВО и, как правило, вынужден был передоверять эти обязанности другим работникам.

Пленум признал, что состояние МПВО Ленинграда еще не полностью отвечало требованиям современной войны, и дал конкретные указания партийным и советским органам, направленные на ликвидацию выявленных недостатков.