Пассивные опасности переходят в разряд активных за счет энергии человека.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-ОПАСНОСТЬ»

Опасность — это центральное понятие в области научных знаний, именуемой безопасностью деятельности. Выделение эргатических систем различных уровней преследует цель идентификации(нахождения) опасностей (потенциальных или реальных). Процесс декомпозиции состоит в последовательном расчленении среды обитания человека на эргатические системы и подсистемы. Заканчивается этот процесс выделением таких систем, как «человек-рабочее место», «человек-условия труда», «человек-опасность».

Система «человек - опасность» является предметом дальнейшего анализа, в результате которого осуществляется идентификация опасностей. Под идентификацией опасностей понимается процесс и результат распознавания вида опасностей, установление их возможных причин, пространственных и временных координат, частоты (вероятности) проявления, величины (мощности), возможных последствий, то есть необходимых и достаточных данных для организации превентивных мер.

Рассмотрим элементы системы «человек-опасность».

 

ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ОПАСНОСТЬ»

В системе «человек-опасность» человек может выполнять следующие три роли: быть объектом, средством защиты и источником опасности.Учет характеристик человека предоставляет огромный резерв возможностей в обеспечении безопасности. Человек от природы снабжен механизмами защиты в виде инстинкта, интуиции, систем анализаторов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), гомеостаза, нервной системы. Психическая система человека характеризуется психическими свойствами, процессами и состояниями. Человек предопределяет условия совместимости с окружающей средой (антропометрические, биофизические, информационные, энергетические, психологические, социальные и др). Человек — система адаптирующаяся. Особое значение в процессе адаптации имеет обучение. Системы организма нормально функционируют лишь в определенных пределах.

Закономерности функционирования нервной системы изучают психология, психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Известны результаты исследований таких психологов, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), К. Марбе (1869-1953), В. Штерн (1871-1938), И. Н. Шпильрейн (1891-1941), С. Г. Геллерштейн (1896-1967), М. А. Котик (1920-1993), В. И. Барабаш (1925-2001) и др.

Для анализа систем безопасности знание закономерностей, кото-рым подчиняется деятельность человека, очень важно.

 

ОПАСНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ОПАСНОСТЬ»

Человек подвергается опасностям в самых разных и порой неожиданных обстоятельствах в быту, на производстве, в военных действиях, в криминальных ситуациях, в террористических актах, на отдыхе, в спорте, в природных катаклизмах, в чрезвычайных условиях и т.п. Невозможно исследовать столь разнородные опасности в одной дисциплине. Каждая область знаний имеет свои границы компетентности. Следует выделять объекты и предметы в конкретных дисциплинах, учитывая характер рассматриваемых опасностей. БЖД как учебная и научная дисциплина рассматривает непосредственные (по отношению к человеку) опасности непреднамеренного характера и разрабатывает адекватные превентивные мероприятия. Как уже ранее отметили, объектом изучения БЖД является деятельность, а предметомсистема «человек-опасность». В то же время все опасности обладают определенными общими свойствами, которые рассмотрим далее.