Либерализм и неолиберализм

Основные идеологические течения в современном мире

Идеология как систематизированная совокупность взглядов, отражающая интересы общественной группы, создает ориентиры для социального действия. Политические идеологии как комплек­сы идей о политической власти, о сфере политики в целом кон­кретизируются в программных документах партий, заявлениях различных политических сил. История свидетельствует о том, что особую роль идеологии приобретают в период революционных преобразований общества, когда в политические действия вовле­каются широкие слои населения. Современная жизнь весьма бога­та идеологическими течениями и предпочтениями. В Европе можно выделить четыре основные доктрины, повлиявшие на те­чение ее истории: либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм. Социально-политические истоки этих течений кро­ются в глубине веков, но отчетливо их конфронтация проявилась в последние два века.

Либерализм (от лат. libеralis - свободный) появился в XVII-XVIII вв. в условиях борьбы молодой буржуазии против господ­ствовавшего феодализма, духовного гнета католической церкви. Родоначальниками этого течения стали Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Милль, А. Смит, Ш. Монтескье. Основным критерием про­гресса общества провозглашались свобода личности, уважение человека, частной собственности. Популярным лозунгом либера­лизма стал принцип: laisser faire, laisser passer - «не мешайте дей­ствовать».

Либералы отстаивали свободную конкуренцию, рынок, пред­принимательство. Они считали, что каждый человек осознает от­ветственность за свои действия перед самим собой и перед обще­ством. Сущность либерализма проявляется в отстаивании идей индивидуальной свободы, достоинства личности, терпимости, права отличаться от других и быть самим собой.

Главная ценность либерализма - освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В основе лич­ной свободы и ответственности лежит частная собственность. Че­ловек обладает неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, ча­стную собственность. Отдельный человек первичнее общества, индивидуальные права важнее групповых или общих прав и инте­ресов. Человек с помощью разума сам создает свое благополучие. Государство существует для защиты прав людей («ночной сто­рож», не вмешивается в экономику). Классический либерализм полагает, что рынок не нуждается в государственном регулирова­нии. Стоимость товаров и услуг должна определяться свободным выбором людей. В XX в. эти ценности либерализма защищали идеологи, наиболее яркими из которых стали Ф. Хайек («Дорога к Рабству») и Л. Мизес. Они считали, что любое планирование в экономике ведет к политической диктатуре. Любой коллективизм, По их мнению, тоталитарен, поэтому следует развивать индивидуализм, дуализм, частную собственность, свободный рынок с минимальным вмешательством государства.

В конце XIX - начале XX вв. классический либерализм начал приспосабливаться к новым условиям. Стали пересматриваться некоторые концепции старого, классического либерализма, например, невмешательства государства в экономику. Возник неолиберализм. В отличие от классического либерализма неолибера­лизм развивает идею о том, что частная собственность имеет частно-общественную природу, поскольку в ее создании и умноже­нии участвуют не только собственники. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения, механизм спроса и предложения. Неолиберализм развивает теорию про­мышленной демократии, идею соучастия рабочих в управлении производством через наблюдательные советы с участием рабочих. Теория государства как «ночного сторожа» заменена концепцией «государства благосостояния» Государство должно содействовать экономической стабильности, полной занятости. Каждому члену общества полагается прожиточный минимум. Важное место отво­дится утверждению социальной справедливости, учитывающей вознаграждение индивида за талант, предприимчивость и в то же время необходимость перераспределения общественного богатст­ва в интересах менее защищенных групп. Так, Дж. Роулс в книге «Теория справедливости» рассматривает проблему равенства, причем не столько политического, сколько социального.

Таким образом, неолиберализм укрепил позиции либеральной идеологии в мире, многие положения которой уже воплощены в западных странах. Либерализм как система политических целей стал частью политической, экономической культуры, мировоззре­нием и ценностью западного общества, его образа жизни. Либера­лизм оказал серьезное влияние на формирование неоконсерва­тизма и христианско-демократическую идеологию. Реализация принципов свободного рынка, конкуренции обеспечила исключи­тельно высокие темпы экономического развития западных стран, стремительное повышение уровня жизни населения.

Либерализм - это не только идейно-политическое течение, но и способ мышления на основе признания абсолютной ценности личности, ее прав, свобод. Закон рассматривается как сфера реа­лизации свободы, как гарантия безопасности. В обществе господ­ствуют законы, а не люди. Идея разделения властей, независимоти судебной власти, верховенства закона позволяют обществу контролировать как власть, так и граждан. На современном этапе либерализм не является единым учением, он имеет ряд модифика­ций. Политических партий, базирующихся в основном на идеях либерализма, осталось мало (Великобритания, Германия, Италия, Швейцария, Швеция и др.).