Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и её предупреждения

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вид ответственности За что наступает, кто возлагает, в каких формах реализуется
Материальная     обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию. За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, налагает администрация.
Дисциплинарная за дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, воинской, учебной и и служебной дисциплины. Налагает уполномоченное лицо – предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение.
Гражданско- правовая меры воздействия, которые влекут невыгодные последствия имущественного характера-возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда. Например, за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Налагает суд- полное возмещение вреда…
  Административная   форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. За административные проступки; налагают суды, административные комиссии, органы внутренних дел-предупреждение, штраф, лишение специального права (водительских прав), административный арест.
5. Уголовная За преступления, возлагает суд- лишение свободы, конфискация имущества….

 

После окончания второй мировой войны впервые стало возможным серьезно координировать международное сотрудничество в противодействии преступности. С образованием в 1945 году Организации Объединенных наций, ее учредителями была заложена основа для консолидации усилий мирового сообщества в решении проблем социально-правового характера. Начиная с 1955 г. регулярно проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Так, например, V конгресс (Женева, 1975 г.) обсуждались вопросы, связанные с анализом преступности как формы бизнеса на внутригосударственном и международном уровнях: организованная преступность, преступность среди служащих и коррупция.[5]

На VII конгрессе ООН (Милан, 1985 г.) в рамках темы «Новые формы преступности и предупреждение преступности в контексте развития: будущие задачи» был принят известный Миланский план действий, направленных на противостояние преступности, представляющая особую опасность для политического, социального и культурного развития народов, а также серьезную угрозу правам человека, основополагающим свободам, миру, стабильности и безопасности. Миланский план действий предусмотрел комплексное длящееся исследование вопросов борьбы с преступностью по пяти основным направлениям, а страны – члены мирового сообщества будут постоянно обмениваться результатами промежуточных исследований, проводить региональные и межрегиональные совещания экспертов – в целях корректировки этих результатов в связи с изменяющимися условиями жизни современного мира.[6]

VIII конгресс ООН (Гавана, 1990 г.), в работе которого приняли участие делегации 129 государств, а также наблюдатели от ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, национально-освободительных движений, межправительственных и многочисленных неправительственных организаций, констатировал, что быстрое увеличение числа независимых стран, происходившее одновременно с интернационализацией преступной деятельности, вызвало необходимость создания новых международных учреждений, которые могли бы повысить эффективность деятельности по предупреждению преступности.[7]

С принятием законопроектов о взаимной помощи государств в раскрытии преступлений, об обмене материалами судебных расследований, а также о выдаче преступников был сделан важный шаг в решении поставленной ООН: выработать к началу ХХI ввека эффективное международное законодательство, что является обязательной правовой основой для построения и функционирования системы предупреждения преступлений, в первую очередь международных.

В 1971 г. создан и поныне действует Комитет по предотвращению преступности и контролю над ней в составе 27 экспертов. Он входит в Совет ООН по экономическим и социальным проблемам. Раз в пять лет созывается Конгресс ООН по предотвращению преступлений и обращению с преступниками. В функции названного комитета входят: разработка политики ООН в области контроля над преступностью, разработка целевых программ, оказание советнической помощи Генеральному секретарю и органам ООН, подготовка международных конгрессов и региональных совещаний, разработка информационных материалов и проектов резолюций по предупреждению преступности. Комитет взаимодействует с добровольными обществами, неправительственными организациями по профилактике преступности. Для сопоставления, чтобы по возможности избежать искажающего воздействия на статистику различий в национальном уголовном законодательстве, выделяется десять видов преступлений: умышленное убийство, неосторожное убийство, нападение, похищение людей, преступления, связанные с наркотиками, взяточничество и коррупция.

Принят целый ряд конвенций, соглашений и других международно-правовых документов по вопросам борьбы с преступностью. например, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция о передаче осужденных лиц, Соглашение о направлении заявлений о правовой помощи, Конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных средств, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучению наемников и многие другие документы.

Широкое распространение получила практика заключения двусторонних и многосторонних (например, в рамках СНГ) соглашений, договоров по вопросам борьбы с преступностью, прежде всего, с организованной. Созданы и функционируют международные организации, специализирующиеся на разработке и осуществлении согласованных мер противодействия преступности: Интерпол, Европол, Советы Генеральных прокуроров, Министров внутренних дел, руководителей иных правоохранительных органов стран СНГ.

Так, важную роль в налаживании международного полицейского сотрудничества Российской Федерации и передачи преступников в руки правосудия выполняет международная организация уголовной полиции (Интерпол ), в которую Российская Федерация вступила в 1990 г. Интерпол - создана в 1923 г. в г. Вена на встрече руководителей полицейских служб нескольких стран.

Цель Интерпола – обеспечение и развитие полицейского сотрудничества между странами для предупреждения международной преступности, передачи правонарушителей в руки правосудия и защиты людей и собственности[8].

Виды деятельности Интерпола:

- ведение учетов;

- проведение международных розысков;

- аналитическая работа.

С помощью Национального Центрального Бюро (НЦБ) Интерпола в России сотрудники органов внутренних дел, ведущие борьбу с организованными преступными структурами могут получить разнообразную информацию, в том числе, об участниках организованных преступных групп. Кроме того, НЦБ Интерпола обеспечивает включение в банк данных Генерального секретариата Интерпола и соответствующих его представительств сведений об организованных преступных сообществах и совершенных ими преступлениях в России[9].

Европол– Европейское центральное управление уголовной полиции. Создан в 1993 г. в г. Гааге. Правовая основа деятельности - Конвенция о деятельности Европола от 26 июля 1995 г.

Цель создания – содействие обмену информацией между государствами-членами Европейского сообщества; сбор, обработка и анализ информации, передача компетентным национальным учреждениям государств-членов Европейского сообщества касающийся их информации; поддержка расследований в государствах-членах Европейского сообщества путем передачи необходимой информации. Для осуществления обменом информацией страны-члены ЕС (Европейского сообщества) направляют в штаб-квартиру Европола чиновников, имеющих прямой доступ к национальным информационным системам в соответствии с внутренним законодательством.

К международным организациям, имеющим в ООН консультативный статус и занимающиеся разработкой проблем предупреждения международной преступности, следует отнести:

- Международная ассоциация уголовного права (МАУП);

- Международное общество социальной защиты

- Международное криминологическое общество;

- Международное пенитенциарное общество;

- Международный комитет по контролю над наркотическими средствами.

- Комиссия ООН по наркотическим средствам;

- Международный комитет по организации борьбы с компьютерной преступностью и другие.

При осуществлении международного сотрудничества в противодействии преступности с другими странами необходимо также применять специальные методы расследования. Применительно к действующему законодательству Российской Федерации данные положения закреплены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. Перечень этих мероприятий соответствует рекомендациям ч.2 ст.4 Конвенции Совета Европы (1990 г.). Он включает наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

В 1997 г. Федеральное Бюро Расследований и Европейский союз начали создание глобальной системы прослушивания телефонных разговоров. Страны-члены Европейского Экономического Сообщества, Канада и ФБР США подписали протокол понимания, который говорит о доступе ко всем телефонным коммуникациям в режиме реального времени; предоставление информации о местонахождении владельцев сотовых телефонов; мгновенной расшифровке всех шифруемых сообщений и мониторинге средств коммуникаций в юрисдикциях, которые отказываются сотрудничать по этому вопросу. Точно также не требуется никакого разрешения для мониторинга почтовой корреспонденции.

К числу оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий ч.6 ст.7 вышеуказанного Закона относит запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации орудий совершения преступления и доходов от преступной деятельности, которые являются вещественными доказательствами по конкретному уголовному делу, а также запросы о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложения ареста на имущество, об изъятии имущества и другие меры».

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с расследованием конкретного уголовного дела допускается в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности государства.

Страсбургская Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности» (1990 г.) предусматривает возможность оказания помощи в определенных случаях и при отсутствии запроса со стороны другого государства. Так ст. 10 Конвенции гласит: «Без ущерба для собственного расследования и разбирательства, сторона без предварительного запроса может предать другой стороне информацию об орудиях и доходах, когда она считает, что предоставление такой информации может помочь стороне – получателю в возбуждении уголовного дела».

Резолюцией 45/117 Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. принят «Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, где предусмотрено, что взаимная правовая помощь «должна предоставляться в проведении розысков и арестов их имущества».

Учитывая, что вопросы конфискации большинства стран мира отличаются от вопросов, которые как принято считать, не выходят за рамки взаимной правовой помощи по уголовным делам, упомянутой резолюцией 45/117 принят «Факультативный протокол к Типовому договору о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия, касающихся доходов от преступлений»[10]. Содержание этого протокола заключается. В том, что в нем нашли отражение: понятие «доходов» от преступления, порядок реализации просьб запрашиваемой стороны об установлении и розыске таких доходов, в соответствии, с которыми запрашиваемое государство должно принять «меры к установлению того, находятся ли какие-либо доходы в пределах его юрисдикции»[11] и другие положения. Российская Федерация при осуществлении конфискационных мер руководствуется перечисленными положениями Резолюции.

Необходимо отметить, что Российская Федерация, в лице соответствующих органов придерживается международных правил отказа в сотрудничестве с другими государствами.

Сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия международной преступности предполагает также обязанности нашего государства по сближению внутреннего законодательства, в соответствии с выше перечисленными международными документами по вопросам: оказания помощи при проведении следственных действий и судебных разбирательств; принятия таких мер.

Необходимо расширение системы двусторонних соглашений в сотрудничестве Российской Федерации с иностранным государством. Здесь большую работу должны сделать МВД РФ, Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации.