Движущие силы антропогенеза

Проследить происхождение человека как существа со­циального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная — через психи­ческое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание челове­ка, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления скла­дывались в ходе биологической эволюции, приведшей к фор­мированию комплекса морфоанатомических и психофизио­логических особенностей, обусловливающих его уникаль­ность в мире живых существ нашей планеты.

Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека, как считают некоторые ученые, произошло в результате некоего эволюционного «скачка». Так, сравнительные анатоми­ческие исследования головного мозга у разных млекопи­тающих свидетельствуют о прогрессивном его развитии в эволюционном ряду видов — от примитивных к высшим, достигая максимального развития у человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о головном мозге предковых форм современного человека говорят о более или менее «плавном» увеличении его объема и развития центров речи и понимания звуковых сигналов. Способность к орудийной деятельности, которая час­то рассматривается как уникальная особенность челове­ка, свойственна в значительной степени и современным антропоидам. На основании палеонтологических данных о гоминидах можно говорить о существовании прямой за­висимости между совершенствованием орудийной дея­тельности и прогрессивном развитии головного мозга и передней конечности (руки) у предков современного че­ловека. Социальная природа человека также возникла не на «пустом месте». Современная этология(наука о пове­дении животных) располагает обширными данными о со­циальном поведении животных многих видов. Особый интерес представляют исследования социальной органи­зации у человекообразных обезьян. В стадно-групповой организации антропоидов отчетливо просматриваются преимущества социального образа жизни:

- организованность на базе поведения по типу «доминирования-подчинения », строгая иерархия членов груп­пы (стада) способствует вытеснению агрессивности
между ними;

- под руководством вожака могут осуществляться совме­стные действия членов группы;

- в пределах группы (стада) имеет место постоянная взаимопомощь;

- большую роль в поведении членов группы (стада) ан­тропоидов играет обучение;

- в группе (стаде) существует система разнообразных средств общения (сигналов) мимика, позы, жесты, звуки, которые усиливают контакты и взаимопомощь в процессе совместных действий.

Движущей силой развития сообщества антропоидов послужил групповой отбор,значение которого было под­черкнуто еще Ч. Дарвином: «Естественный отбор дейст­вует на уровне группы на отдельные особи путем сохране­ния тех изменений, которые выгодны для сообщества. Сообщество, заключающее в себе много наделенных по­лезными качествами особей, увеличивается в числе и ос­тается победителем над другими, менее благоприятствую­щими». В. М. Бехтерев, обсуждая вопрос о роли группо­вого отбора в становлении и развитии социальных форм поведения антропоидов, писал: «В борьбе за существова­ние наибольшие шансы дает не индивидуальная приспо­собленность, а большая согласованность действий».

Противопоставление человека животным на основании наличия у него речи и способности к высшему, ассоциа­тивному мышлению было традиционным в науке начала XX в. и еще нередко встречается сегодня. Однако уже Ч. Дарвин в своей книге «О выражении ощущений у чело­века и животных» (1872) показывает сходство мимики у человека и обезьян и определяет, что мимика, выражение эмоций являются средством коммуникации. В этой рабо­те Дарвин утверждает, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количест­венно, но не качественно. О высоком уровне интеллекту­альных способностей антропоидов говорил и И.П.Павлов, поражаясь тому, «каким манером человек ухитряется вырыть столь глубокую яму между собой и животными...» И далее: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы дос­тать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Тут нужно сказать, что это есть на­чало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами — то, что лежит в основе всей научной дея­тельности, законов причинности и т. д.».

В настоящее время наука располагает многочисленны­ми свидетельствами необыкновенных интеллектуальных способностей человекообразных обезьян, полученными в результате исследований зоологов-приматологов, физио­логов, зоопсихологов, медиков и психологов, работающих с антропоидами. Например, многими исследователями установлена способность шимпанзе к классифицированию предметов, различению их множеств, нахождению сере­дины количества. Так, четырехлетняя шимпанзе легко отделяла фотографии с живыми объектами от изображе­ний неживых, детей - от взрослых, полное — от частного изображения. Точность различения была до 90% — такая же, как и у человеческого ребенка ее возраста. Разными исследователями в строго контролируемых экспериментах было показано, что шимпанзе на ощупь точно определяют предметы, которые порой видели лишь однажды, или, наоборот, узнавали зрительно предмет, который раньше только ощупывали.

Большой интерес представляют факты самоузнавания шимпанзе и орангутанга в зеркале. Обезьянам (незаметно для них) мелом или краской смазывали недоступные пря­мой видимости участки, головы, а затем предъявляли зер­кало. Антропоид, «опознав» себя, хватался за те места, которые были измазаны. Многие исследователи считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. На сегодня установлено, что человек, шимпанзе и орангутанги — единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале. Что же касается дру­гих представителей млекопитающих, традиционно счи­тающихся «интеллектуалами» — собак, кошек, то собственное отражение в зеркале вызывает у них либо агрес­сию («соперник»), либо любопытство («незнакомец»). Особого упоминания заслуживают исследования, на­чатые в конце 1960-х гг. американскими психологами А. и Б. Гарднерами, а затем продолженные другими ис­следователями. Речь идет об обучении шимпанзе языку глухонемых (армсленгу). Результаты, получаемые в этих исследованиях, убедительно подтверждают очень близкое филогенетическое родство антропоидов и человека. В экс­периментах разных исследователей шимпанзе и гориллы осваивали до 500-700 слов-знаков, умели составлять ком­бинации из 2—5 слов. Обезьяны изобретали и новые зна­ки-слова. В возрасте 6-7 лет исследователи зарегистриро­вали пик «сочинительства» у обучаемых обезьян — они придумывали до 6—9 новых слов в месяц. Наконец, осо­бенно впечатляющие факты— это обмен информацией между шимпанзе, владеющими армсленгом. Так, в экспе­рименте Гарднеров, самка-шимпанзе обучала своего дете­ныша, который освоил более 200 знаков-слов и пользовал­ся ими при общении не только с матерью, но и с людьми-экспериментаторами.

Обобщая изложенное выше, можно сделать следую­щее заключение — происхождение человека как суще­ства биосоциального, явилось естественным и закономер­ным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представ­ляет собой один вид — Homo sapiens, в пределах которо­го традиционно выделяют три основных расы— европео­идную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториаль­ную) и монголоидную (азиатско-американскую).

Расы — это исторически сложившиеся группы людей, характе­ризующиеся общностью наследственных физических осо­бенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очерта­ния головы и т. п.), являющихся второстепенными. По ос­новным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, фор­ма позвоночного ствола, строение голосовых связок, спо­собности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас — сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возни­кать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляции. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация(смешение рас), особен­но ускоряющаяся в наши дни, благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-ра­совых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приве­дут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уй­дут тысячи и тысячи лет.