Основные гипотезы происхождения жизни на Земле
Происхождение жизни и эволюция ее форм
С античных времен до наших дней не прекращаются бурные дискуссии и споры по поводу того, как появилась жизнь на Земле. Наиболее просто и радикально решают эту проблему креационисты, считающие, что жизнь является результатом божественного творения. Не объясняя, а просто постулируя акт творения, креационизм аргументирует свою правоту методом «от противного», акцентируя внимание на несостоятельности других концепций, прежде всего концепции абиогенного происхождения жизни. Следует отметить, что в ряде случаев критика креационистов выглядит весьма убедительно, так как научное решение проблемы возникновения жизни до сих пор не может считаться завершенным. Например, классическим возражением против абиогенной гипотезы является практически равная нулю вероятность случайного образования самовоспроизводящейся молекулы ДНК. Примерно такую же вероятность (правильнее было бы сказать, невероятность) имеет акт создания слепой обезьяной, случайно тюкающей по клавиатуре, текста «Войны и мира». Так что существует много вопросов к науке, на которые, действительно, нет однозначных ответов.
В то же время креационизм фактически уводит человека от ответов на эти вопросы, так как акт творения, как и все божественное, является принципиально необъяснимым (иррациональным) с научной точки зрения. Креационизм вообще не является научной гипотезой и может быть принят только на веру, создавая психологический комфорт от чудесного решения сложнейшей проблемы.
Не останавливаясь на концепциях происхождения жизни, потерявших свою актуальность (например, основанные на представлении о том, что Земля и жизнь на ней никогда не возникали, а существовали вечно), рассмотрим те, которые все еще обсуждаются в научной и популярной литературе, после чего перейдем к общепринятой сейчас концепции абиогенного происхождения живой материи. Что может быть противопоставлено концепции креационизма? Самой простой альтернативой акту божественного творения является представление о том, что жизнь во Вселенной существовала вечно (концепция стационарного состояния), а на Землю живая материя была занесена из космоса (концепция панспермии). Что касается стационарного состояния, то эта концепция никак не согласуется с концепцией Большого Взрыва, которая в настоящее время не вызывает сомнений и прочно вписывается в естественнонаучную картину мира. Действительно, допущение о том, что элементы жизни уже существовали в самые первые мгновения после Большого взрыва, когда Вселенная представляла собой кварк-глюонную плазму, слишком фантастично, чтобы научно рассматривать такую возможность. А вот концепция панспермии, пытающаяся объяснить, как появилась жизнь на Земле, встречается в научных дискуссиях довольно часто. Основная проблема здесь заключается в эмпирическом обосновании концепции, так как большинство аргументов в пользу панспермии обычно оказываются несостоятельными. Например, время от времени сообщается о находках метеоритов, в которых якобы были обнаружены даже не сами биополимеры, а химические соединения (цианогены, синильная кислота, некоторые органические соединения и т. п.), которые могли бы сыграть роль «семян», «спор», из которых впоследствии возникла жизнь на Земле. Иногда даже следов воды в метеоритах бывает достаточно, чтобы объявить концепцию панспермии экспериментально подтвержденной. На самом деле, конечно, никакого эмпирического фундамента у этой концепции нет, как нет и исчерпывающих оснований объявлять ее ложной.
Долгое время в естествознании господствовала гипотеза самопроизвольного(или спонтанного) зарождения жизни.Ее суть в том, что жизнь возникала и продолжает постоянно и многократно возникать из неживого (косного) вещества. Эта гипотеза была распространена в Древнем Китае, Вавилоне, Египте. Позднее ее сторонником был Аристотель, который считал, что обычное неживое вещество содержит «активное начало», при определённых условиях обусловливающее переход в живое состояние. Аристотель и его последователи считали, что такое активное начало есть, например, в оплодотворенном яйце (что, безусловно, правильно), в солнечном свете, тине, разлагающейся земле и т. п. Средневековые ученые в XVI-XVII вв. настойчиво экспериментировали с гниющим мясом, в котором якобы сами по себе зарождались черви, с грязной одеждой, в которой «самопроизвольно» появлялись мыши и т. д. Концепция самозарождения была очень популярна до конца XVII в., когда ученые установили, что неживое вещество является лишь средой обитания живых организмов, которые на самом деле появляются естественным образом из семян, спор, оплодотворенных клеток. Важную роль в борьбе против концепции самозарождения жизни сыграли знаменитые опыты итальянского биолога и врача Ф.Реди в 1688 г. Он установил, что маленькие белые червяки, появляющиеся на гнилом мясе, это личинки мух, развившиеся из отложенных взрослыми насекомыми яичек. На основании этих и других опытов Ф.Реди сформулировал концепцию биогенеза,в соответствии с которой жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни («все живое от живого»).
Однако в XVIII в. уже скомпрометировавшая себя концепция самозарождения жизни неожиданно получила веское экспериментальное подтверждение. В 1673 г. знаменитый нидерландский натуралист А. Левенгук, изготовив линзы с 300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал различные микроорганизмы (инфузории, бактерии, эритроциты и т. д.). Самым удивительным тогда оказалось появление бактерий в первоначально чистой капле воды, в мясных и овощных отварах и других препаратах. Снова заговорили о самопроизвольном зарождении жизни из неживых субстратов. И только почти сто лет спустя, в 1765 г., итальянец Л. Спалланцани догадался подвергнуть препараты многочасовому кипячению и последующей герметизации. Спустя несколько дней, рассматривая препараты под микроскопом, Спалланцани не обнаружил никаких бактерий. Был сделан очевидный вывод о том, что высокая температура уничтожила все формы живых существ, а без них живое уже не могло возникнуть. Окончательно гипотеза самозарождения жизни была опровергнута только в 1862 г. Л. Пастером, который на качественно более высоком уровне провел опыты, аналогичные экспериментам Спалланцани, и доказал, что развитие бактерий может происходить только при попадании этих микроорганизмов или их спор извне.
Таким образом, к концу XIX в. в естествознании утвердилась концепция биогенеза («все живое от живого»), которая, однако, не отвечала на важнейший вопрос: как появился первый живой организм? Пастер понимал, что жизнь возникла на Земле из неживого вещества. Но это должно было быть однократным событием, обусловленным уникальным сочетанием различных факторов. Абиогенное появление жизни после этого уже невозможно, во-первых, потому что нет тех первичных уникальных условий, а во-вторых, потому что уже существующие организмы просто-напросто «съели» бы вновь родившихся.
Именно к анализу этих уникальных условий рождения живого из неживого (абиогенный синтез живого) ученые приступили в начале XX в. Результатом стала концепция абиогенного происхождения жизнина Земле, основанная на гипотезе происхождения жизни путем биохимической эволюции. Выдвинутая независимо российским ученым академиком А. И. Опариным и английским ученым Холдейном (гипотеза Опарина-Холдейна), эта концепция прочно вошла в современную естественнонаучную картину мира.