Операционная среда. Операционные системы и системные решения в КИС

Технические средства КИС и их классификация

Техническое обеспечение КИС - это комплекс технических средств, необходимых для автоматизации информационных и производственных процессов, включая техническую документацию на эти средства и эксплуатационные материалы.

Технические средства КИС представляют собой совокупность устройств, которые можно классифицировать как средства вычислительной, коммуникационной и организационной техники [4].

Вычислительная техника – предназначена для реализации информационных технологий по сбору, накоплению, хранению и переработке информации.

Коммуникационная техника – совместно со средствами вычислительной техники реализует технологии по удаленному доступу и передаче информации по каналам связи. Телекоммуникационная основа КИС должна быть надежной и легко масштабируемой (чтобы любой новый филиал мог быстро подключиться к работе), кроме того, она должна давать определенные гарантии сохранности передаваемой по ней информации.

Организационная техника – используется для автоматизации вспомогательных операций, связанных с управленческой и офисной деятельностью.

Техническая документация - используется для описания устройства

технических средств, организации их эксплуатации, а также технологических процессов обработки данных и их техническое оснащение.

Существуют две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в КИС больших ЭВМ и единых вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах.

Частично децентрализованное техническое обеспечение организуется на базе распределенных сетей, состоящих из ПК и мощного сервера для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Если КИС создается на базе разнородной техники, то она должна быть адаптивна по отношению к новым техническим и программным решениям, развитию сети, росту потребностей пользователей и выполнять следующие функции:

· обеспечение создания и ведения единого информационного пространства, одновременно доступного большому количеству территориально разнесенных на тысячи километров пользователям;

· обеспечение высокой достоверности данных и надежности их хранения;

· обеспечение анализа, прогнозирования и оценки обстановки для принятия оптимальных решений.

Под операционной средой понимают комплекс программного и технического обеспечения, предоставляющего средства разработки и выполнения прикладных программ [4].

Операционная среда: включает операционную систему, интерфейсы прикладных программ, прикладные программы, сетевые службы, базы данных и языки программирования.

Интерфейсы прикладных программ – это совокупность визуальных объектов и инструментальных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с приложениями.

Прикладные программы – программы, автоматизирующие деятельность специалиста предметной области.

Сетевые службы – это различные сервисы, предоставляемые программами для удовлетворения запросов пользователя.

Для клиентских рабочих мест на предприятии наиболее широкое распространение получили IBM-совместимые ПК с ОС Windows, UNIX, LINUX. ОС UNIX изначально разрабатывалась как сетевая и многопользовательская, а потому сразу же содержала в себе средства информационной безопасности. Многие считают, что в качестве основы для операционной среды серверной части КИС наиболее подходит ОС UNIX, на базе которой обычно строятся крупномасштабные информационные комплексы. В настоящее время достаточно распространены различные реализации ОС UNIX, которые, несмотря на значительные усилия по стандартизации операционной системы, отличаются интерфейсами и семантикой. К ним относятся Solaris, HP/UX, AIX, SCO UNIX, OSF-1, Free BSD, LINUX, и т.д.

Операционная система (ОС) - это набор аппаратно-программных средств, обеспечивающий решение всего комплекса следующих задач:

§ приведение компьютера и системы целом в рабочее состояние (загрузка);

§ управление его внутренними ресурсами;

§ организация структуры размещения данных на накопителях и элементах системы;

§ обеспечение доступа к ним.

Таким образом, ОС выступает в качестве прослойки между аппаратной частью системы и пользователем.