Средний дошкольный возраст

Полив растений

Дети этого возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года). Контроль важен не только потому, что дети из-за интереса к самому действию могут без конца поливать одно и тоже растение, но и потому что они сразу не могут выполнить правильно задание. У них еще нет критериев правильной поливки. На первом этапе следует указать, что следует поливать растение до тех пор, пока вода не дойдет до краев горшочка или до сделанной взрослым отметки. Наличие ориентира еще больше оживляет работу и заинтересовывает детей.

Большинству детей этого возраста достаточно 3-4 упражнения, чтобы овладеть этим приемом.

С середины года можно разрешить поливать самостоятельно. При этом очень важно продумать расстановку растений, чтобы они хорошо были видны детям.

Рыхление

Дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли), но и зрительно, замечая глянцевитость, заплывчатость поверхности. Если ребенок привлекается к рыхлению систематически, то они научается контролировать движение рук и не повреждает растений, если ребенок упражняется в этом изредка, то он подражая взрослым, воспроизводит лишь внешнюю сторону движения: опускает и поднимает палочку. Физические усилия при этом часто не сообразуются с характером почвы и дети часто выкапывают палочкой глубокую ямку.

По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Они различают положение растений посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений.

Прополка

Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль).

После того как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь.

Удаление пыли

В этом возрасте дети осваивают такой способ удаление пыли с листовой поверхности, как протирание влажной тряпочкой. Предварительно дети осматривают растение и, проводя пальцем по поверхности листа, выясняют, есть ли на нем пыль. Для удаления пыли выбирают растения с достаточно большими кожистыми листьями и показывают, как правильно надо удерживать лист при протирании влажной тряпочкой, чтобы не повредить его.

Посев гороха, редиса, моркови, свеклы, настурции, ноготков.

Посадка лука, тюльпанов, нарциссов.