Лекция: Организация труда дошкольников в природе
Литература
Теория общинного социализма А. И. Герцена во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 1860-х и революционных народников 1870-х гг.
Выводы.Впервой половине XIX в. Россия переживала подъем идейно-политической борьбы. Однако если в ряде других стран она закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела предотвратить крушение существовавшего экономического и социально-политического строя.
В первой четверти веканосителями передовой общественной мысли были образованные представители дворянства, осознавшие необходимость ликвидации самодержавия икрепостного права, тормозивших развитие России. Они выступили с программой социально-политического преобразования страны. Пытаясь осуществить ее, они подняли восстание, но потерпели поражение.
Вторая четверть XIX в.была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Консерваторы настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Либералы и радикалы активно искали пути совершенствования социально-политической системы страны.
Россия должна была пережить потрясение от поражения в Крымской войне, чтобы правительство поняло настоятельную необходимость реформ.
1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. М., 1994.
2. История России XIX – начала XX в.: Учебник для истор. факультетов университетов. М., 2000.
3. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762 – 1914. М., 1995.
4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. История России: Учебник. М., 2009. С. 223 – 236.
5. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие. М., 2009. С. 243 – 257.
6. Пивоваров Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли ХIХ – первой трети ХХ столетия. М., 1997.
7. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.
План лекции:
1.Значение труда в природе.
2.Требования к организации труда в природе
3.Виды и содержание труда в разных возрастных группах:
а) по уходу за растениями
б) по уходу за животными
4.Формы организации труда дошкольников в природе:
а) трудовые поручения
б) коллективный труд
в) дежурства в уголке природы.
5.Методика руководства трудом детей в природе
Литература основная:
1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000.- 319 с.
2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999.- 184 с.
Литература дополнительная:
1. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983. С. 162—171.
2. Лысенко В.Д. Приобщаем дошкольников к труду. – Мозырь,
3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991. С. 41—49.
4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
5. Организация и содержание работы дежурных в детском саду. / Сост. С. И. Полякевич. Мн., 1988.
6. Стреха Е.А. Труд в природе как средство социализации личности ребенка дошкольного возраста // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 2 / Бел гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол Н.С. Старжинская, Е.А. Панько, И.Г. Добрицкая и др. ; науч. ред. Л.А. Кандыбович; отв. ред. О.В. Леганькова, Е.И. Комкова, Е.Н. Цубер. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 112 – 114.
7. Труд и наблюдения в природе. / Сост. А. Ф. Мазурина. М., 1977.
8. Халмирзаева Р. Труд детей в природе. Фрунзе, 1978.