Становление основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века

 

Во второй четверти XIX в.усиление полицейско-репрессивной политики при Николае I не привело к спаду общественного дви­жения, оно еще более оживилось. В нем обозначилось размеже­вание трех направлений— консервативного, либерального и ра­дикального.

Идейную программу консерваторов — теорию «официальной народности» — сформулировал в 1830-х гг. министр народного просвещения граф С.С. Уваров.Она опиралась на триосновных принципа:

православие, которое понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксаль­ному христианству;

самодержавие — единственно возможная форма правления в России;

народностьисторически сложившийся союз верховной власти и общества.

Главный вывод С.С. Уварова: в России есть все необходимое для процветания России, ей не нужны какие-либо социальные перемены.

Теорию «официальной народности» пропагандировали в прес­се журналисты Ф.В. Булгарини Н.И. Греч,профессора Москов­ского университета М.П. Погодини С.П. Шевырев.Она широко внедрялась в систему образования.

Против восхваления консерваторами существующего в Рос­сии строя в 1836 г.выступил в журнале «Телескоп» П.Я. Чаадаев.В«Философическом письме» он призвал использовать прогрес­сивный опыт Западной Европы для будущего спасения России. Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим и отдало его под полицейский надзор. Журнал закрыли, а его издателя Н.И. Надеждинавыслали из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи Чаадаева оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Либеральное направлениесложилось на рубеже 30 – 40-х гг. Оно состояло из двух идейных течений — славянофильстваи за­падничества.

Общеев их программах:

— постепенными реформами, проведенными правительством, ввести в России конституционную монархию;

— смягчить и даже отменить крепостное право;

наделить крестьян наделами земли;

— ввести свободу слова и совести.

Однако были и различия.

Идеологи славянофиловА. С. Хомяков,братья К. С.и И. С. Аксаковы,братья И. В.и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин —преувеличивали своеобразие исторического развития России. Ка­питалистический строй Западной Европы казался им порочным и приводящим к обнищанию народа. Они настаивали на восста­новлении порядков допетровский Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Идеологи западниковТ. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев— считали, что Россия должна развиваться в русле европейской циви­лизации, резко критиковали славянофилов за противопоставле­ние России и Запада, выступали за широкое просвещение народа как единственно верное средство модернизации страны.

Славянофилы и западники заложили в 30 50-е гг. XIX в. основулиберально-реформистского направленияв общественном дви­жении.

Радикальное направлениево второй четверти XIX в. сложилось под влиянием В. Г. Белинского, М. В. Буташевича-Петрашевского и А. И. Герцена.

Демократизм взглядов В. Г. Белинского— ненависть к произ­волу и крепостничеству — ярко проявился в его «Письме к Гого­лю», в котором он критиковал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общест­венных деятелей радикального направления.

М. В. Буташевич-Петрашевскийи участники его кружка (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др. — около 120 человек) для пропаганды своих взглядов в 1845 – 1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Внем излагалась сущность европейских социалистических уче­ний. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и кре­постное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г.М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая их безвозмездное освобож­дение с землей.

Членов кружка М. В. Петрашевского, раскрытого в апреле 1849г., правительство отдало под суд. 21 человека приговорили к расстрелу, но в последнюю минуту он был заменен бессрочной каторгой.

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положиланачало распространению в России западно-европейских социалистиче­ских идей.

Отечественную разновидность социалистической теории со­здал А. И. Герцен.В1830 – 1840-х гг. он занимался литературной деятельностью, выступал против произвола, за свободу личнос­ти. Из-за полицейских преследований А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он:

• основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.);

• выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле ко­торых поместил миниатюру из профилей пяти казненных декаб­ристов, имевшую символический смысл;

• организовал вместе с Н. П. Огаревымиздание первой бесцензурной газеты «Колокол» (18571867 гг.),в которой публико­вал программные статьи и критические, антиправительственные материалы, присылавшиеся из России.

Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за гра­ницей.

Близкое знакомство с европейскими капиталистическими порядками, разочарование в результатах революций 1848 – 1849 гг. убедило А. И. Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Идеал общественного развития он видел в социализме, при котором не будет частной собственнос­ти и эксплуатации. А. И. Герцен создал теорию общинного социа­лизма. Врусской крестьянской общинеон увидел прообразсоциа­листического строя и поэтому сделал вывод, что русский крестья­нин готов к социализму. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он пи­сал о возможности народной революции, в других — осуждал на­сильственные методы изменения государственного строя.