Становление основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века
Во второй четверти XIX в.усиление полицейско-репрессивной политики при Николае I не привело к спаду общественного движения, оно еще более оживилось. В нем обозначилось размежевание трех направлений— консервативного, либерального и радикального.
Идейную программу консерваторов — теорию «официальной народности» — сформулировал в 1830-х гг. министр народного просвещения граф С.С. Уваров.Она опиралась на триосновных принципа:
— православие, которое понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству;
— самодержавие — единственно возможная форма правления в России;
— народность — исторически сложившийся союз верховной власти и общества.
Главный вывод С.С. Уварова: в России есть все необходимое для процветания России, ей не нужны какие-либо социальные перемены.
Теорию «официальной народности» пропагандировали в прессе журналисты Ф.В. Булгарини Н.И. Греч,профессора Московского университета М.П. Погодини С.П. Шевырев.Она широко внедрялась в систему образования.
Против восхваления консерваторами существующего в России строя в 1836 г.выступил в журнале «Телескоп» П.Я. Чаадаев.В«Философическом письме» он призвал использовать прогрессивный опыт Западной Европы для будущего спасения России. Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим и отдало его под полицейский надзор. Журнал закрыли, а его издателя Н.И. Надеждинавыслали из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи Чаадаева оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Либеральное направлениесложилось на рубеже 30 – 40-х гг. Оно состояло из двух идейных течений — славянофильстваи западничества.
Общеев их программах:
— постепенными реформами, проведенными правительством, ввести в России конституционную монархию;
— смягчить и даже отменить крепостное право;
— наделить крестьян наделами земли;
— ввести свободу слова и совести.
Однако были и различия.
Идеологи славянофилов — А. С. Хомяков,братья К. С.и И. С. Аксаковы,братья И. В.и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин —преувеличивали своеобразие исторического развития России. Капиталистический строй Западной Европы казался им порочным и приводящим к обнищанию народа. Они настаивали на восстановлении порядков допетровский Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Идеологи западников — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев— считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, выступали за широкое просвещение народа как единственно верное средство модернизации страны.
Славянофилы и западники заложили в 30 – 50-е гг. XIX в. основулиберально-реформистского направленияв общественном движении.
Радикальное направлениево второй четверти XIX в. сложилось под влиянием В. Г. Белинского, М. В. Буташевича-Петрашевского и А. И. Герцена.
Демократизм взглядов В. Г. Белинского— ненависть к произволу и крепостничеству — ярко проявился в его «Письме к Гоголю», в котором он критиковал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.
М. В. Буташевич-Петрашевскийи участники его кружка (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др. — около 120 человек) для пропаганды своих взглядов в 1845 – 1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Внем излагалась сущность европейских социалистических учений. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г.М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая их безвозмездное освобождение с землей.
Членов кружка М. В. Петрашевского, раскрытого в апреле 1849г., правительство отдало под суд. 21 человека приговорили к расстрелу, но в последнюю минуту он был заменен бессрочной каторгой.
Деятельность кружка М. В. Петрашевского положиланачало распространению в России западно-европейских социалистических идей.
Отечественную разновидность социалистической теории создал А. И. Герцен.В1830 – 1840-х гг. он занимался литературной деятельностью, выступал против произвола, за свободу личности. Из-за полицейских преследований А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он:
• основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.);
• выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей пяти казненных декабристов, имевшую символический смысл;
• организовал вместе с Н. П. Огаревымиздание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857– 1867 гг.),в которой публиковал программные статьи и критические, антиправительственные материалы, присылавшиеся из России.
Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.
Близкое знакомство с европейскими капиталистическими порядками, разочарование в результатах революций 1848 – 1849 гг. убедило А. И. Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Идеал общественного развития он видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. А. И. Герцен создал теорию общинного социализма. Врусской крестьянской общинеон увидел прообразсоциалистического строя и поэтому сделал вывод, что русский крестьянин готов к социализму. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя.