Требования к КИС

С учетом необходимости решения возложенных на корпорацию задач, современные КИС должны отвечать целому набору обязательных требований [4]:

1. Достаточность, или функциональная полнота системы.

Характеризуется наличием вычислительных ресурсов с заложенной избыточностью и автоматизация в рамках системы решения следующих задач:

· планирования и прогнозирования,

· оперативного (управленческого) учета,

· бухгалтерского учета,

· статистического учета,

· финансово-экономического анализа.

Кроме того, система должна предусматривать ведение учета одновременно по национальным и международным стандартам.

2. Достоверность.

Составляющими достоверности информации являются:

· релевантность информации. Основное назначение информационных сообщений (справок), выдаваемых системой для анализа руководством, – снятие неопределенности. Содержание информации должно соответствовать потребностям решаемой проблемы,

· толерантность. Под толерантностью понимается допустимое качество, пределы, в рамках которых это качество укладывается с заданной вероятностью. Пользователь должен получать информацию в виде, доступном для восприятия без дополнительной интерпретации и в то же время достаточно надежном для принятия решений,

· репрезентативность (относительность соответствия). Любое явление, факт или сущность должны соответствовать своим оценкам. Как с точки зрения средств измерения, так и с точки зрения точности и времени оценки, интересов конкретного пользователя. Для управленческого учета имеет ценность информация о стоимости обязательств с накопленными процентами, рыночная стоимость имущества, ликвидная стоимость векселей, основных средств, и т.д. Кроме того, необходимо учитывать «вес» ликвидности. С другой стороны, те же обязательства и имущество могут оцениваться в различной валюте.

3. Система должна обеспечивать надежную защиту информации

Для этого необходимо иметь:

· парольную систему разграничения доступа к данным и функциям,

· многоуровневую систему защиты данных, включающую средства авторизации вводимой и корректируемой информации,

· механизм регистрации времени ввода и модификации данных, ведение протокола удаления данных,

· программно-аппаратные средства криптографической защиты данных.

4. Целостность

Так как компания имеет сложную не только организационную, но и территориальную структуру, необходима реализация КИС с возможностью решения задач удаленного доступа и работы в распределенных сетях. Для пользователей КИС большое значение имеет возможность консолидации информации:

· на уровне корпорации – для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг и т.п.,

· на уровне отдельных задач,

· на уровне временных периодов – для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный, и т.д.

5. Актуальность

КИС – система постоянно развивающаяся, как в силу влияния внешних факторов (например, постоянных изменений в законодательстве), так и по причине изменения бизнес-функций предприятия, поэтому необходимо наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы, позволяющих вносить следующие изменения:

· изменение структуры и функций бизнес-процессов,

· изменение информационного пространства (редактирование БД, модификация структуры, полей таблиц, связей, индексов и т.п.),

· изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации,

· изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя,

· генерацию произвольных отчетов, сложных хозяйственных операций и форм.

6. Интегрируемость

Важно обеспечить обмен данными между – КИС и другими программными продуктами, ранее функционирующими на предприятии.

7. Надежность

КИС – это сложная система, и для обеспечения ее надежности требуются специальные средства, позволяющие в процессе эксплуатации системы провести анализ ее состояния (например: анализ архитектуры баз данных; анализ статистики – количество записей, документов, проводок, объем дисковой памяти и др.).

8. Высокий уровень и качество обслуживания, предоставляемого разработчиком.

Для заказчика оптимальной является ситуация, когда он, обратившись к одному поставщику, получает весь спектр услуг (внедрение КИС; обучение персонала заказчика; сопровождение системы на протяжении всего ее жизненного цикла и т.п.).

Кроме требований к КИС, отмеченных выше, можно привести шесть принципов построения КИС, которые были сформулированы экспертами аналитического агентства McKinsey (Англия) в результате анализа опыта развертывания КИС:

1. Экономическая необходимость. Основанием для внедрения новой информационной системы на предприятии должна быть экономическая необходимость, а не просто появление новых технологий.

2. Финансовая целесообразность. Объем финансирования новой информационной системы должен определяться соображениями финансовой выгоды.

3. Простота структуры. Новая информационная система должна иметь простую и гибкую структуру.

4. Быстрая отдача. Нужно выбирать решения, которые приносят конкретную пользу бизнесу практически с момента внедрения.

5. Постоянное совершенствование. Следует постоянно совершенствовать корпоративную информационную систему, добиваясь оптимальных значений производительности, надежности и удобства использования.

6. Органичное взаимодействие подразделений бизнеса и IT. IT-служба должна хорошо разбираться в бизнесе, а специалисты других подразделений – знать методы эффективного использования IT; внедрять новую информационную систему они должны совместно.