Основные проблемы личности

Одна из традиционных проблем антропологии связана с рассмотрением сущности и существования человека. Это объясняется тем, что сущность определяет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро существующего. Сущность любого предмета – это внутренний (имманентный) способ бытия самого предмета. Сущность человеческой личности, как мы уже выяснили, состоит из совокупности общественных отношений: материальных и идеальных, непосредственных и опосредованных, настоящих и имевших место в прошлом. Еще Аристотель отмечал, что существо, не способное вступить в общение,– или животное, или бог. Но конкретная живая личность не сводима к своей сущности. Личностное существование определяет бытие индивида как целостного существа во всем разнообразии его проявлений (существенных и несущественных, закономерных и случайных). По мере развития антропологии стало очевидным, что проблема существования человека имеет не менее важное значение, чем проблема сущности. В XIX веке начинается эпоха философии существования – экзистенциализма. В своих сочинениях Къеркегор и Ницше пристально рассматривают, что переживает и как живет единичная душа. Проблема индивидуального существования всесторонне разрабатывается в учениях Хайдеггера, Сартра, религиозных философов, последователей психоаналитического направления Фрейда. Экзистенциальная проблематика обращена к эмоциям, переживаниям, внутренним состояниям человека. Философы-экзистенциалисты всесторонне анализируют состояние тоски и скуки, стремление к свободе и страх перед ней, осознание смерти и интуитивные предчувствия будущего. Проблема существования – это проблема реального человека, погруженного в обыденную, повседневную жизнь. Рассматривая неисчерпаемое содержание существования, философы экзистенционального направления пытаются раскрыть «тайну» человеческого бытия, смысл или бессмыслие жизненного пути.

При рассмотрении сущности и существования личности зачастую высказываются противоположные точки зрения относительно приоритета того или другого. В частности, экзистенциализм придает существованию статус первичной сферы человеческого бытия. На наш взгляд, вопрос о «первичности» сущности или существования не корректен. Гораздо плодотворнее подход, исходящий из диалектического взаимодействия различных характеристик бытия, ибо сущность проявляется через конкретное существование индивида, с одной стороны, а, с другой – определяет единое во множестве индивидуальных существований.

Важнейшей проблемой учения о человеке является проблема смысла и цели жизни. Этот вопрос привлекал внимание представителей различных школ и направлений. Материалисты в своих поисках опирались на объективные реалии жизнедеятельности людей, в основе которой лежали первичные потребности человеческого существования (пища, одежда, жилье и т.д.). Усложнение социальной жизни постепенно ведет к возрастанию роли духовного начала в деятельности людей. Сознание, самосознание через целый ряд промежуточных ступеней достигают своего наивысшего уровня в таких формах, как религия, философия, искусство, наука.

Представители теологических, идеалистических направлений связывали смысложизненную проблему непосредственно с трансцендентным существом или беспредельным началом – Богом, Мировым духом, Мировой волей, Абсолютом и т.д. По степени обоснованности смысла жизни религиозное мировоззрение, господствующее безраздельно в средние века, не имеет себе равных. Система культовых отношений, осуществляемых через богослужение и составляющих религиозный мир «вписывала» конкретную личность, индивида в лоно «священной истории». Вехи личной биографии (рождение, брак, смерть, рождение детей и многое другое) через церковный календарь приобщались к деятельности церкви – «тела Божьего» и тем самым придавали жизни отдельного человека мировую значимость, делали осмысленным его жизненный след как путь к вечности, приобщению к Богу (См. Р.Гвардини. Средние века: ощущение бытия и картина мира// Вопросы философии. 1990. №4. С.127).

Большой вклад в решение проблемы смысла жизни был внесен русскими философами и писателями. Одним из постоянных сюжетов в творчестве Толстого являются размышления о цели человеческой жизни. Достоевский был уверен, что без твердого убеждения, для чего ему жить, человек «скорее истребит себя, чем останется на Земле».

Вопрос о смысле жизни бесспорно принадлежит к так называемым «вечным» вопросам и вряд ли достижимо его окончательное решение. Это и понятно, ибо история человечества продолжается и каждая ее страница приносит наряду с ответами и новые вопросы. Но когда все же человек впервые задумался над своим предназначением? Вероятно, это произошло тогда, когда потребности человека вышли за рамки элементарной нужды, вызванной физиологическими процессами. Возникают потребности духовного порядка, которые удовлетворяются через ценностные предпочтения, духовный выбор. И, наконец, на достаточно высоком уровне систем материальных и духовных ценностей возникает смысложизненная проблема.

Смысл жизни определяется по-разному, в зависимости от жизненной позиции мыслителя. Но если говорить о тенденциях, то они представлены двумя противоположными направлениями и могут быть обозначены формулой «иметь или быть?» . Не случайно именно эта формулировка внесена в заглавие наиболее известных работ по рассматриваемой проблеме: «Быть и иметь» Г.Марселя (экзистенциализм), «Обладание и бытие» Б.Штеелина, Э.Фромм «Иметь или быть?» — М.: «Прогресс», 1986 (неофрейдизм).

В основе этих направлений лежат глубокие социальные корни, тесно связанные с определенными экономическими, политическими, духовно-нравственными причинами.