Защиты секретной информации

Усиление государственных мер

Расширение каналов утечки защищаемой информации, совершенствование методов деятельности иностранных спецслужб по ее несанкционированному получению. Совершенствование методов защиты государственных секретов. Каналы добывания информации иностранными спецслужбами в рассматриваемый период также практически не претерпели изменений. В условиях нараставшего в обществе тотального политического сыска они в значительной мере были взяты под контроль органами контрразведки. Германская разведка проявляла настойчивый интерес к перевооружению Красной Армии. Гитлеровцы всячески старались внедрить свою агентуру в городах, где концентрировалась оборонная промышленность. Как правило, эта агентура группировалась вокруг германских консульств. Тем не ме­нее, например, немецкий генерал Курт Типпельскирх, начальник главного разведывательного штаба сухопутных войск гитлеровской Германии, вынужден был признать, что определить хотя бы прибли­зительно военную мощь Советского Союза было почти невозможно. В таких решающих областях, как, например, транспорт и военная промышленность, возможности русских были сильно недооценены. Шпионаж, который в других странах велся под видом безобидной ча­стной экономической деятельности, не находил для себя в Советском Союзе в условиях централизованного руководства экономикой ника­кого поля деятельности1.

Особое место в предвоенный период занимало противодействие японской военной разведке, органы которой представляли собой не­что вроде военных миссий, сосредоточенных в зонах интересов этой страны. В связи с этим они и получили название японские военные миссии. В октябре 1922 г. военная интервенция Японии на советском Дальнем Востоке потерпела полный провал. Однако японские мили­таристы продолжали строить планы экспансии в СССР. Ввиду труд­ностей, связанных с проникновением на территорию нашей страны агентуры из числа японцев, японская разведка считала необходимым активизировать подрывную работу с использованием легальных по­зиций за счет увеличения консульских учреждений на территории СССР и направления в них своих кадровых сотрудников под видом дипломатических работников2.

 

1 см.: Комаров Л. С. Россия танков не имела. - Челябинск, 1994. С. 99,107-108. ь 2См.: Ямпольский В. П. Японская разведка против СССР в 1918-1945 гг. // еНно-исторический журнал. 1991. № 11. С. 28-35.

 

 

В связи с активизацией подрывной деятельности иностранных разведок был предпринят ряд радикальных мер, связанных с повы­шением мобилизационной готовности и уровня режима секретности, в том числе в Красной Армии. В частности, военным ведомством были изданы следующие приказы:

- приказ Наркомвоенмора СССР от 25 сентября 1930 г. №070, которым введено в действие «Наставление по мобилизационной работе в войсковых частях, управлениях, учреждениях и заведениях РККА»;

- приказ НКО СССР 1937 г. № 024, утвердивший «Положение о центральной военной цензуре Региструпра», которым на разведорганы РККА возлагались функции по осуществлению контроля за всей издательской деятельностью, связанной с Красной Армией;

- приказ НКО СССР 1937 г. № 0043 «Об основах и организации скрытого управлении войсками»;

- приказ НКО СССР 1937 г. № 0105 «О мероприятиях по зашифровке наименований войсковых частей и сохранению в тайне дисло­кационных сведений»;

- приказ НКО СССР от 4 сентября 1939 г. № 0150, утвердивший «Наставление по секретному делопроизводству в РККА»;

- приказ НКО СССР от 20 июня 1940 г. № 0130, которым было утверждено «Наставление по мобилизационной работе войсковых частей, управлений и учреждений Красной Армии».

Наконец, уже перед самой войной приказом НКО СССР от 5 мар­та 1941 г. № 095 введено «Наставление по мобилизационной работе местных органов военного управления НКО СССР».

В указанный период времени появились и другие нормативные правовые акты, связанные с необходимостью усиления режима сек­ретности. Так, в августе 1939 г. вступило в действие Постановление СНК СССР от 17 июня 1939 г. № 884-145с «О реорганизации фельдъ­егерской связи НКВД СССР», согласно которому «перевозка секрет­ной и совершенно секретной корреспонденции ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, НКО, НКВМФ и НКВД от Москвы до республиканских, краевых и областных центров и обратно» возлагалась на фельдъегерскую связь НКВД (п. 1), а «перевозка от всех ведомств (за исключением учреждений и организа­ций, указанных в п. 1) секретной, совершенно секретной корреспон­денции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно»-на созданную специальную связь Наркомата связи.

Решению этих же вопросов способствовало и Постановление СНК СССР от 2 января 1940 г., которым была утверждена «Инструкция по ведению мобилизационной работы и секретного делопроизводства учреждениях и на предприятиях». Она регламентировала следующие вопросы: категорирование сведений по степени их секретности, порядок разработки перечня сведений, подлежащих засекречиванию и порядок установления и изменения грифа секретности; функции 7 отдела ГУГБ НКВД СССР (бывший 8 спецотдел ВЧК-ГПУ-ОГПУ), функции и ответственность руководителей учреждений за состояние режима секретности; название секретных органов, порядок их создания и ликвидации, основные задачи; требования к работникам, допу­щенным к секретной информации; порядок оформления допусков к секретным работам и документам; требования по ограничению доступа к секретной информации; порядок ведения секретного делопро­изводства и работы с документами в секретных библиотеках и архи­вах; порядок обращения с шифротелеграммами в учреждениях, не имеющих шифровальных органов; порядок хранения секретных и мобилизационных документов; порядок учета, хранения спецпродук­ции и обращения с ней; требования к производству кино- и фото­съемки; порядок проведения секретных заседаний. Контроль за осу­ществлением всех этих мероприятий был возложен на 7 отдел ГУГБ НКВД СССР, который являлся головным учреждением по вопросам организации защиты государственной тайны в СССР.

Значительную роль в усилении режима секретности и трудовой дисциплины сыграло Постановление СНК СССР от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле». С учетом нараставшей военной опасности 26 июля 1940 г. был издан Указ ЦИК СССР, со­гласно которому был запрещен самовольный уход рабочих и служа­щих с предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. Оставление работы без разрешения руководителя предприятия или учреждения или прогул влекли уголовную ответственность. Админи­страция была обязана незамедлительно передавать дела о прогулах и самовольном оставлении работы в суд. В особой мере это касалось Режимных объектов.