Современные теории мотивации

 

В управлении рассматриваются и другие теории мотивации, отличные или близкие по смыслу теории Маслоу. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них.

Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как от­кровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаи­вать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронта­ции. При определенных условиях из них вырастают руководи­тели высокого уровня.

Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как пра­вило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять боль­шую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности в причастности ха­рактерна для людей, заинтересованных в развитии личных свя­зей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала те­ория двух факторов Ф. Херцберга. Главный практический вы­вод из его теории заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к исполь­зованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиени­ческие факторы (политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного кон­троля за работой) как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, самостоятельность (свой участок работы) и ответ­ственность, возможности личностной самореализации), пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.

Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объе­ме, повышение же производительности труда достигается с по­мощью мотиваторов.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливос­ти. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграж­дением и достигнутыми результатами. Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его спо­собности и осознание своей роли в процессе труда.

Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затрачен­ными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адек­ватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедли­вости проявляются в том, что некоторые работники имеют соб­ственное суждение по поводу правильности или неправильнос­ти вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и, соответственно, и степень удовлетворения. Следовательно, имен­но результаты труда являются причиной удовлетворения сотруд­ника, а не наоборот. Согласно такой теории, результативность должна неукоснительно повышаться.