Лекция 3. Научная картина мира

Лекция 1. Введение.

Классификация систем

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемых задач выбирают те или иные принципы классификации.

Примеры классификаций:

1) По виду отображаемого объекта (технические, биологические, социальные, физические, социальные системы и т. п.).

2) По виду научного направления (математические, физические, географические системы и т. п.)

3) Системы делят на открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, абстрактные и материальные, и т. д.

Классификации всегда относительны. Так, в детерминированных системах можно найти элементы стохастичности, и, напротив, детерминированную систему можно считать частным случаем стохастической (при вероятности, равной единице). Цель любой классификации – дать рекомендации по выбору методов исследования системы, при этом система может быть охарактеризована некоторыми признаками.

Понятие открытой системы ввёл Л. Фон Берталанфи. Основная черта открытой системы – это способность обмениваться со средой веществом, энергией и информацией. Закрытые системы лишены такой способности (возможны частные случаи, например, если не учитывать процессы обмена веществом и энергией, но учитывать обмен информацией, то говорят об информационно проницаемых и информационно непроницаемых системах).

Понятие цели при изучении систем применимо не всегда, однако при изучении экономических и организационных объектов важно выделять класс целенаправленных, или целеустремлённых систем. В этом классе выделяются системы, в которых цели задаются извне, и системы, в которых цели формируются внутри системы (что характерно для открытых самоорганизующихся систем).

4) Классификация систем по сложности.

Существует несколько подходов к разделению систем по сложности. Есть точка зрения, что большие (по величине, количеству элементов) и сложные (по сложности связей, алгоритмов поведения) системы – это разные классы систем. Пример: классификация К. Боулдинга.

 

Тип системы Уровень сложности Примеры
  Неживые системы Статические структуры Кристаллы
Простые динамические структуры Часовой механизм
Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи Термостат
  Живые системы Открытые системы с самосохраняемой структурой (первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое) Клетка  
Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию Растение
Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию Животное
Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением Человек
Социальные системы Социальная организация
Трансцендентные системы (системы, лежащие в данный момент вне познания исследователя).  

 

5) По степени организованности и её роли в выборе метода моделирования систем.

а) Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможны в том случае, когда исследователю удаётся определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированной зависимости (аналитических, графических).

На представлении этим классом систем основано большинство модулей физических и технических систем. Например, работу сложного механизма приходится отображать в виде упрощённой схемы или систем уравнений, учитывающей не все, а только наиболее существенные с точки зрения автора модели и назначения механизма, элементы и связи между ними. Другой пример: атом может быть представлен в виде планетарной модели, состоящей из ядра и электронов, что упрощает картину, но достаточно для понимания принципов взаимодействия основных элементов, входящих в эту систему.

Таким образом, для отображения сложного объекта в виде хорошо организованной системы приходится выделять существенные и не учитывать относительно несущественные компоненты. При необходимости более детального описания нужно уточнить цель, указав, с какой степенью глубины нас интересует изучаемый объект, и построить новую систему с учётом уточнённой цели.

При представлении объектов или проблемных ситуаций в виде хорошо организованной системы могут использоваться выражения, связывающие цель со средствами (т.е. некий критерий эффективности или целевая функция). Эти выражения могут быть системой уравнений, при этом иногда говорят, что цель представлена в виде критерия функционирования или критерия эффективности.

В большинстве случаев при представлении сложных объектов и проблем на начальных этапах исследования их невозможно представить в виде хорошо организованной системы.

Пример хорошо организованной системы: математическая модель задачи о питании. Пусть хозяйка собирается в магазин за продуктами. Предположим, что в рацион семьи входят 3 различных питательных вещества и требуется их не менее , и единиц соответственно. В магазине продаётся 5 видов продуктов: по цене соответственно. Единица продукта -го вида содержит единиц питательного вещества -го вида.

Требуется определить, какое количество продуктов каждого вида следует купить хозяйке, чтобы стоимость продуктов была минимальной, но в рационе семьи содержались все необходимые питательные вещества. Таким образом, целевая функция – минимизировать по стоимость продуктов: . Условия- ограничения: и .

б) При представлении объекта в виде плохо организованной (диффузной) системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностей, которые выявляются на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а путём изучения достаточно представительной репрезентативной выборки компонентов (она определяется с помощью некоторых правил), характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (стохастические, экономические и др.) и распространяют эти закономерности на поведение системы в целом. При этом делаются соответствующие оговорки, например, при получении статистических закономерностей их распространяют на поведение системы с некоторой вероятностью, которая определяется с помощью специальных методов, изучаемых математической статистикой.

Примером применения диффузной системы является описание газа. При использовании газа для прикладных целей его свойства не определяют путём точного описания поведения каждой молекулы, а характеризуют газ макропараметрами (давление, объем, концентрация и т. д.). Основываясь на этих параметрах, разрабатывают приборы и устройства, использующие свойства газа, не исследуя при этом поведение каждой молекулы.

Отображение объектов в виде диффузных систем используется в следующих случаях:

· при определении пропускной способности систем разного рода

· при определении численности работников в обслуживающих цехах предприятий и учреждениях сферы обслуживания (применяются методы теории массового обслуживания)

· при исследовании потоков информации и документов в организациях.

в) Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределённостью на начальном этапе исследования. Класс самоорганизующихся, или развивающихся систем характеризуется рядом признаков и особенностей. Эти особенности обусловлены, как правило, наличием в системе активных элементов и имеют двойственный характер: они являются новыми свойствами, полезными для существования системы, приспосабливаемости её к изменяющимся условиям среды, но в то же время вызывают неопределённость и затрудняют управление системы.

Рассмотрим эти особенности:

· Нестационарность (изменчивость, нестабильность отдельных параметров и стохастичность поведения).

· Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию активных элементов, у системы появляется наличие свободы, воли, но в то же время появляется и наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями, характерными для определённого типа систем).

· Способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (как внешним, так и внутренним), что, казалось бы, является полезным свойством, однако адаптивность может проявляться не только по отношению к помехам, но и по отношению к управляющим воздействиям, что усложняет управление системой.

· Способность противостоять энтропии и тенденциям, разрушающим систему. Эта способность обусловлена наличием активных элементов, осуществляющих обмен веществом, энергией и информацией со средой, благодаря чему в системе не выполняются закономерности увеличения энтропии и даже наблюдаются тенденции самоорганизации и развития.

· Способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру при необходимости, сохраняя при этом целостность и основные свойства.

· Способность и стремление к целеобразованию: в отличие от закрытых технических систем, в которых цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы.

· Неоднозначность использования понятий (цель – средства, система – подсистема и т.п.). Эта способность проявляется при формировании структуры цели при разработке проектов сложных автоматизированных комплексов, когда подсистему через некоторое время начинают называть системой, а под целью начинают понимать средства достижения вышестоящих целей.

Часть этих особенностей характерна для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров). Важное отличие развивающихся систем с активными элементами от закрытых систем состоит в том, что, начиная с некоторого уровня сложности систему легче изготовить, ввести в действие, преобразовать, чем отобразить формальной моделью.

Основная особенность развивающихся самореализующихся систем – принципиальная ограниченность формализованного их описания. Следовательно, необходимо сочетание формальных методов и методов качественного анализа. В данном классе систем можно выделить подклассы адаптивных (самоприспосабливающихся), самообучающихся и самовосстанавливающихся систем.

 

1. Предмет концепций современного естествознания.

2. Две культуры. Сциентизм и антисциентизм.

3. На пути к единой культуре.

4. Панорама естествознания. Понятие фундаментального закона.

 

Предмет и актуальность курса. Современное образование включает гуманитарное, естественнонаучное и техническое знания. Первоочередная цель образования — приобщить нового члена общества к культуре, созданной за тысячелетнюю историю человечества. Поэтому основное назначение КСЕ – повышение общекультурного уровня образования. Понятие «культурный человек» традиционно ассоциируется с личностью, свободно ориентирующейся в истории, литературе, музыке, живописи и пр. Акцент, таким образом, падает на гуманитарные формы отражения мира. Однако в наше время пришло понимание того, что неотъемлемой и важнейшей частью общечеловеческой культуры являются достижения естественных наук. Естествознание сегодня выступает одним из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Без данных естествознания рассуждения о мире и месте человека в нем превращаются в простые теоретические выкладки, а мировоззрение – в легенду о мироздании. «Концепции современного естествознания» — курс, призванный показать место и значение естествознания в культуре цивилизации, познакомить, на уровне общих представлений, с наиболее важными для понимания мира и человека в мире концепциями наук о природе в их развитии.

Объектом концепций современного естествознания являются представления о мире, исходящие из достижений естествознания. Предметом курса КСЕ являются наиболее общие, фундаментальные представления о мире, складывающиеся в рамках основных направлений естественных наук и выражающие специфические особенности концепции картины мира, присущие данным конкретным наукам.

Чтобы понять объект, необходимо уточнить его границы, дойти до его предельных оснований, выявить их истинность и определить их потенциал. Естествознание, будучи целостным образованием, в то же время не является единой, самостоятельной наукой. Современное естествознание представляет собой систему научного знания, которое создаётся целым комплексом естественных наук о природе, таких как физика, химия, биология, космология и др. Но каждая наука видит мир по-своему, исходя из своих оснований, установок, объектов исследования и используемого категориального аппарата, с помощью которого описывается, артикулируется реальность. Существующая сегодня в науке односторонняя специализация определяет фрагментарное видение мира, неполное. Когда один и тот же объект, феномен реальности, исследуется различными отраслями научного знания, использующих различные системы категорий для описания, то для того, чтобы выйти на описание наиболее общих проблем реальности, необходим выход за границы частных наук. Иными словами, нужен язык, который мог бы стать своего рода метаязыком. В отношении такого объекта как наука, это возможно лишь с позиций философии: естественнонаучный анализ реальности должен дополняться метанаучной и философской рефлексией, что необходимо для критического осмысления результатов научных исследований и критического анализа предпосылок самих наук. Поэтому «Концепции современного естествознания», как философское видение проблем научного знания, в концентрированном виде дает более многостороннее и многообразное представление о реальности.

Курс «Концепции современного естествознания» установлен в качестве обязательного государственными требованиями практически по всем гуманитарным и экономическим направлениям высшего профессионального образования. Этими же требованиями определено примерное содержание курса. В курсе КСЕ анализируются концепции, выражающие суть и основные позиции различных наук в отношении фундаментальных проблем развития реальности. Курс предполагает изучение студентами наиболее важных для понимания окружающего мира концепций естественных наук, в которых раскрываются современные научные представления о целостности, многообразии, строении, эволюции, фундаментальных закономерностях и универсальных принципах природы, знакомит с актуальными проблемами современного естествознания, принципами и методами естественных наук. Знание современной картины мира, представленной в концепциях естествознания, представляет собой один из основных аспектов актуальности курса. Таким образом, изучение КСЕ формирует мировоззрение, логический и творческий аппарат мышления, способствует выработке навыков критического (познавательного и практического) отношения к окружающему миру, а также повышению уровня общей культуры и эрудиции.

Актуальность курса также связана с исследованием проблемы человека. В рамках курса философии анализируются сущностные параметры человека, выявляется его роль как субъекта общественного процесса. Однако для понимания человека необходимы также и знания конкретных процессов развития Вселенной, интерпретация химических и физических процессов, законов генетического развития – т.е. осмысления взаимоотношений различных процессов – физических, химических, генетических и др.

Основная идея концепций современного естествознания заключается в том, что естественнонаучное и социогуманитарное знания рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимно дополняющие, хотя и разные компоненты единой культуры. Этим обусловлена специфика курса, состоящая в том, что курс охватывает чрезвычайно широкую предметную область и является комплексной учебной дисциплиной, являясь неким примером интеграции различных наук. Если гуманитарное знание формирует общую культуру человека, делает гибким его мышление, позволяет найти устойчивые ориентиры в культуре и общественной жизни, то знание естественнонаучное составляет основу, базис для представления о мире в целом. Знание естественных наук, а, главное, научного метода, воздействуя на самый характер мышления, способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру.

Две культуры. Понятие «культура» многосмысловое (cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие). Оно характеризует особенности жизнедеятельности людей в социумах в различных сферах общественной жизни, на разных этапах исторического развития, в определенных общественно-экономических условиях.

Естественнонаучная культура, как результат развития творческих сил и способностей людей, выражается в знаниях, добытых человечеством во взаимодействии с Природой, с окружающим миром, в материально-технических и рационально-духовных ценностях, аккумулированных в научно-технической цивилизации, отражаемых в научной картине мира, которая создается на основе объективных знаний и достижений.

Гуманитарная культура охватывает сферу духовно-образного мышления человека, отражает его эмоционально-нравственное, эстетическое отношение к природе, обществу, самому себе. Гуманитаристика как научно-познавательная деятельность затрагивает области морали, этики, искусства, мифологии и даже религии. Она выработала собственные методы исследования, свой научный инструментарий и т.п.

К сожалению, формирование тих двух сфер познания шло параллельно, изолированно и даже конфликтно по отношению друг к другу.

По мнению английского писателя, ученого и философа Чарльза Перси Сноу, «сейчас в мире фактически существуют две культуры – естественников и гуманитариев, между которыми образовалась пропасть…». Проблема разрыва между составляющими культуры была сформулирована Ч. П. Сноу в 1959 г. Основной его тезис: духовный мир интеллигенции раскололся на две части: на одном полюсе – художественная интеллигенция («лирики»), на другом – ученые («физики»). Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка. Каждая группа обладает своей особой культурой, и эти две культурычужды друг другу. Он полагает, что пропасть эта постоянно расширяется, «поскольку духовное и физическое несоединимы».

Причины этого разрыва многообразны: это и чисто физиологические (в структуре человеческого мозга), и общественно-исторические (в характере социальной эволюции людей) и др.

Современную культурную ситуацию в мире можно представить в виде двух зон, следуя схеме Георгия Гачева.

Культура

Рационально-логическое мышление
Образно- эстетическое мышление
    человек


 

 

человек

 

 

Общество

 

Структура культуры (по Г.Д. Гачеву)

Человеческое сознание складывается из двух составляющих: рациональное, на котором держится вся наука, техника и промышленность, и иррациональное, связанное с художественно-образным мышлением. Сейчас мы склонны выше ценить рациональное. Остается надеяться, что это временный перекос.

Проиллюстрировав эту мысль, писатель и ученый-культуролог Г.Д.Гачев добавил: «Целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления, в котором научный (дискретный, дифференцирующий, аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-образным, синкретичным, или синтезирующим». В идеале эти два полюса должны дополнять друг друга, образуя единое целое. К сожалению, в реальности между ними сложились отношения противопоставления и даже взаимоисключения, а не взаимодополнения. Поэтому в последние десятилетия в мире активно обсуждается так называемая «проблема двух культур».

Противопоставление двух культур имеет корни в реально существующих различиях методов познания мира в научной и гуманитарно-художественной практике. Конечная цель и ученого и художника одна — понять мир и место человека в мире; средства ее достижения могут быть различными. В чем же состоят эти различия?

Ø Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное — субъективно.

Ø Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное — нет.

Ø Предмет гуманитарно-художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания типичен.

Ø Гуманитарный метод, в отличие от естественнонаучного, создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета.

Ø Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем.

Ø Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная — на язык терминов и чисел.

Противопоставление научной и гуманитарной культур приводит к тому, что периодически на каждую из них начинают возлагать надежды, которые они в состоянии оправдать только в единстве.

Разлом в культуре порождает и массовые психологические проблемы. Фрагментарность внутренней картины мира, неспособность видеть связь и взаимообусловленность событий не дают возможности хотя бы краткосрочного предвидения и планирования и потому не позволяют людям приспособиться к жизни в условиях экологического, экономического и политического кризиса. Но человек не может жить подобно растению, без ориентиров — и неосвоенная цельная культура замещается эрзацами, костылями для разума. Возникает интерес к сектам, обещающим быстрый и легкий путь к абсолютной истине, но при этом запрещающим интеллектуальный анализ, сомнение, критическое сопоставление открываемых «истин» со знаниями из других источников. Этот путь приводит к деградации личности и, в конечном счете, оказывается тупиковым.

Ярче всего последствия отчуждения двух культур высвечиваются глобальным экологическим кризисом, который во многом обусловлен быстрым развитием технологии материального производства и ее теоретической базы — естествознания. Технологическое развитие оказалось не уравновешено таким же быстрым формированием новых этических и эстетических норм, социальных институтов и переориентацией системы образования.

Сциентизм и антисциентизм. В течение столетия (примерно с середины XIX по середину XX века) наука многими воспринималась как волшебная палочка, которая разрешит все проблемы человечества в духе жюль-верновских романов. Расцвет естественных наук и их технических приложений приходится на период, когда уровень жизни большинства людей в обществе был крайне низким, светлое будущее представлялось миром материального достатка, который могли обеспечить только успехи науки и техники. Сциентизмвера в науку как единственную спасительную силу, способную привести человека к познанию мира. Сциентизм исходит из рациональной идеи полной прозрачности для разума. В этом случае научный разум отождествляется со светом, способным осветить все темные закоулки познания.

Существуют различные, иногда противоречивые позиции в отношении к науке: от веры в ее могущество до полного сомнения в ней. Такие крайние позиции называются сциентизмом и антисциентизмом. Идеологиясциентизма (концепция философии ХХ века, отдающая первенство науке и научным знаниям), т.е. безоглядной веры в науку, как единственно верное мировоззрение, в ХХ веке переросла в безудержную гонку за научно-техническими достижениями. Все это привело к резкому снижению этического уровня общей культуры и возрастающему влиянию технократической психологии, поскольку сциентизм базируется на сугубо рациональном, прагматическом подходе, когда цель достигается любыми средствами, без оглядки на нормы морали и этики. В конечном итоге, такой подход привел мировое сообщество к угрозе термоядерной войны, экологическим катастрофам, энергетическим кризисам.

Между тем, в миропознавательном смысле сциентизм не может претендовать на право обладания истиной в последней инстанции. Сугубо научный подход ко всем явлениям природы и общественной жизни не может охватить их во всей полноте. Парадокс естественнонаучного мышления заключается в том, что, разрушая целостное представление о мире, даваемое философией или религией, подвергая сомнению каждый их постулат, само оно не может дать столь же целостного мировидения. Истины науки конкретны, но зачастую очень узки, поэтому она не в силах заполнить собой тот мировоззренческий вакуум, который сама же и создает. Конечно, естествознание – огромное достижение человеческой культуры, именно оно будет предопределять дальнейшее развитие мирового сообщества, однако, обожествление технических наук – это крайность, опасная для всего человечества. Не надо забывать, что наука и технология есть лишь средства для решения определенных проблем общества.

Антисциентизмнаправление, в котором возможности объективного анализа действительности подвергаются сомнению. Закономерной реакцией на крушение наивной веры во всемогущество науки является рост во всем мире антинаучных настроений. Бурный расцвет переживают сейчас астрология, «биоэнергетика», парапсихология, уфология (от UFO — неопознанный летающий объект). Но все эти псевдонаукипомогают в разрешении реальных проблем цивилизации не более чем натянутое на голову одеяло. Известный физик и деятель культуры С.П. Капица считает, что есть сильная связь между антинаучными тенденциями и самыми реакционными проявлениями общественного сознания. «Хорошо известна связь национализма и фашизма с антинаучными выпадами. Интеллигенция, которой не хватает культуры и образованности, может стать такой же основой социального экстремизма, какой в прошлом был люмпен-пролетариат», - пишет он.

На пути к единой культуре. В гармонично развитом социуме все сферы культуры должны сосуществовать и взаимно обогащать друг друга. Но никакой диалог культур не начнется спонтанно, если у них не возникнет потребности в общении. Одной из важнейших задач на сегодня является преодоление исторически возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры, их взаимообогащение, взаимопроникновение и поиска целостной культуры. В меморандуме международного симпозиума ЮНЕСКО (октябрь 1992) отмечается, что сложившаяся в мире ситуация делает актуальной проблему поиска новой парадигмы образования, сущность которой состоит в том, что она должна строиться на естественнонаучных и гуманитарных знаниях. Тем более, что у этих видов культур больше оснований для сотрудничества, чем для сепаратизма, поскольку:

- обе одинаково важны для людей;

- имеют одинаковую направленность – помощь людям в самосохранении общества и культуры;

- взаимосвязаны в историко-культурном процессе;

- являются разными сферами единой системы знаний – а это главное.

Научная и гуманитарная культуры противоположны, но противоположны диалектически. Они составляют единую общечеловеческую культуру и в равной мере движут ее развитием. Однако сам результат развития, как в природе, так и в науке не запрограммирован однозначно. В природе и обществе выявлено три механизма эволюции: в неживом мире – это необратимые процессы в диссипативных структурах; в живой природе – естественный отбор и коэволюция; в человеческом обществе – культура и наука.

Развитие включает чередующиеся фазы дифференциации, и интеграции. Возникнув однажды, научное знание, по выражению немецкого философа И.Канта, будучи подобно растеканию горных рек с горной вершины, стало множиться на бесчисленное число областей. Такой процесс называют дифференциацией научного знания. Интеграция – это собирание различных отраслей науки в единое целое.

Дифференциацию можно определять по следующим параметрам:

Ø по предмету исследования. Предметом естествознания является объективный мир без субъективного воздействия человека; предметом обществознания выступает общество и человек в их объективно-субъективном измерении; предметом наук о человеке выступает человек в его субъективном измерении; предметом технического знания выступает искусственный мир «второй природы».

Ø по объекту исследования. Естественные науки изучают вещи, предметы, их отношения и состояния, т.е. объекты материального мира; обществознание имеет дело с людьми и их отношениями, т.е. с объектами духовной и практической деятельности человека. Объект техникознания – предметы, созданные человеком и развивающиеся во взаимодействии с ним.

Ø по отношению к субъективному фактору. Естествознание рассматривает мир вне контекста морали, свободного выбора и ответственности за действия, здесь этический момент может присутствовать лишь в деятельности ученого. Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимаясь анализом ценностных систем и нравственных принципов, т.е. происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого; техникознание также учитывает роль субъективного фактора.

Ø по рефлексивности. Природа монологична, она являет себя молча, без речевой артикуляции. В обществе возникает диалог личностей, текстов, культур. Техника выступает как вариант диалога человека с природой и самим собой.

Ø по методам исследования. В естествознании и техникознании используются преимущественно количественные методы. В обществознании объект исследования анализируется преимущественно со стороны качества.

Сейчас мы находимся на пороге фазы интеграции. Развитие современной науки сопровождается объединением ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. В пользу этого говорит возникшее в ходе развития, как естествознания, так и гуманитарного знания, понимание их близости или тесной связи как раз по тем позициям, по которым обычно констатировалась их противоположность.

Все фундаментальные направления в науке взаимосвязаны, используют сходные методологические принципы и дополняют друг друга. Роль интегратора при этом выполняют так называемые «методологические науки»: логика, теория познания (гносеология), математика, синергетика, кибернетика. Возможность существования общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания.

Единство научного знания проявляется также в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использования в различных науках общих методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности. Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других современных наук.

Можно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе:

Ø перенос идей и представлений из одной области знания в другую;

Ø эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

Ø формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы;

Ø формирование новых научных дисциплин «пограничного» типа на стыках известных ранее областей знания;

Ø сближение научных дисциплин различных типов – фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.;

Ø сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук;

Ø универсализация средств языка науки;

Ø выработка региональных и общенаучных форм и средств познания;

Ø усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным) знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними;

Ø усиление интегративной роли философии.

Стоит заметить, что сближение происходит, главным образом, путем гуманитаризации естествознания, встречное движение выражено менее ярко. Во-первых, естествознание все больше интересуется уникальными объектами. Во-вторых, естествознание все больше интересуется сложными объектами. Сфера научных исследований постоянно расширяется, распространяясь на явления и объекты все большей сложности (биоструктуры, открытые системы, необратимые процессы и др.), а также на проблемы, не имеющие прямого решения (концепция ноосферы, возникновение Вселенной и др.).

В-третьих, становление нового – это непредсказуемый, уникальный процесс. Наука зачастую даже не способна его предугадать, поскольку обычно имеет дело с воспроизводимыми и повторяющимися процессами и явлениями. Столкнувшись с чем-то необычным, современная наука оперирует лишь вероятностными оценками. Но предсказать точно, какими будут новые открытия, она не способна. Поэтому сегодня образное мышление, интуиция ныне признаются необходимыми элементами процесса научного познания.

В-четвертых, современное естествознание стало эволюционным, историчным.

И в-пятых. Идеалом классического естествознания была полная отстраненность наблюдателя, сведение к нулю влияния экспериментатора и его приборов на ход изучаемого явления, отсечение всех индивидуальных, невоспроизводимых и субъективных факторов. Однако этот идеал оказался недостижимым. В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на исследуемый объект и влияния своей личности — на результат исследования.

Панорама естествознания.Слово «Естествознание» представляет собой сочетание двух слов – «естество» (природа) и «знание». Оно может быть заменено синонимом «природоведение» («ведение» происходит от латинского слова «веды» - наука, знание). Содержание предмета «Естествознание» со временем менялось, но объект его – Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) – оставался неизменным.

Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных объектов, явлений и процессов.

Исторически возникло деление естественнонаучных знаний на отдельные дисциплины по уровням организации материи: физика, химия, биология, психология. Вопросы, касающиеся всех уровней организации материи, рассматриваются философией и математикой.

Физика - наука о природе, изучает свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. На стыке физики и других естественных наук возникли биофизика, астрофизика, геофизика, физическая химия и др. Устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и околоземном пространстве, но и во всей Вселенной - в этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физические понятия и законы применимы ко всему миру, доступному нашим наблюдениям с помощью самых совершенных и чувствительных приборов. Атом везде одинаков - на Земле и в Космосе. Законы сохранения импульса и энергии применимы для описания не только при движении тел на Земле, но и при взаимодействии элементарных частиц, а также при движении планет и звезд.

Химия - наука о составе, строении и свойствах веществ, их превращениях и явлениях, которые сопровождают эти превращения. В современной химии отдельные ее области - неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, химия полимеров - стали в значительной степени самостоятельными науками. На законах химии базируются многочисленные прикладные технические науки - химическая технология, металлургия и др.

Биология в современном представлении - совокупность наук о живой природе, об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология исследует общие закономерности и различные формы существования живой материи во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность).

До недавнего времени составной частью биологии считалась экология, однако современная экология вышла за рамки биологической науки и является комплексной, интегрированной, социально-естественной наукой – это еще один пример условности классификации наук на естественные и гуманитарные.

Психология – наука о психике как функции мозга, заключающейся в отражении действительности, о закономерностях психических процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, внимания и т.д.) и закономерностей формирования психических свойств личности (интересов, темперамента, характера и т.д.). Естественные науки достигли в наше время поистине грандиозных успехов. Физический мир, доступный исследованию, охватывает ныне фантастический диапазон масштабов от 10-22 см (элементарные частицы) до 1028 см (максимальное расстояние, с которого можно принимать физические сигналы).

Развитие естествознания можно представить в виде дерева. Это дерево произрастает из красоты, гармонии и таинства Вселенной. Знания о мире формируются через умную созерцательность (эмпирика) и через абстракцию обобщения (теория). В результате анализа и синтеза эмпирических и теоретических знаний рождаются научные представления человека о мире. Познание мира циклично. Можно выделить пять основных этапов развития естествознания:

натурфилософия;

классическое естествознание, аналитическая стадия;

неклассическая наука, синтетическая стадия;

постнеклассическая наука, интегративно-дифференциальная стадия

и информациологическая стадия познания природы.

Считается, что наука зародилась в Древней Греции на основе работ Аристотеля. Это связано с первым этапом естествознания – натурфилософским (VI – IV в.в. до нашей эры (н.э.) – до XIII – XV в.в. н.э.) На этой стадии сформировались общие представления об окружающем мире, как о чем-то целом. Отличительной чертой этой стадии являлось господство методов наблюдения, а не эксперимента, догадок, а не точно воспроизводимых выводов. Тем не менее, ее роль в познании Природы очень велика, т.к. основывалась она на представлении о мире, как из чего-то происшедшем, развивающемся, эволюционирующим, то есть появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»), к которым чаще всего относили огонь, воздух, воду и землю. При этом утвердилась точка зрения, что существует лишь одно – единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

Тем не менее, начало естествознания как точной науки исторически относят к XV-XVI в.в. н.э., когда исследование природы вступило во вторую стадию, получившую название «аналитической» или стадии «классического естествознания». Для нее характерно глубокое исследование отдельных явлений, активное использование эксперимента. Возникла огромная армия исследователей - путешественников, мореплавателей, астрономов, алхимиков и др., накопивших большой экспериментальный материал и положивших начало основной массе достижений в изучении Природы. На этой стадии произошло выделение (дифференциация) отдельных точных наук - физика, химия, биология, география, геология и др. К отличительным особенностям аналитической стадии относятся:

1. Тенденция к непрерывной дифференциации наук;

2. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими;

3. Опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов;

4. Классическое естествознание заговорило языком математики;

5. Однако, природа рассматривалась неизменной, вне эволюции.

Третий этап познания Природы - «синтетическая стадия» ( XVIII – XIX в.в.); для нее характерен универсализм в объяснении объекта науки. Это связано со следующими особенностями:

1. Начало воссоздания целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей;

2. На первый план выходит изучение процессов;

3. Создание универсальных теорий (например, Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, теория строения органических соединений Д.М.Бутлерова, открытие законов термодинамики, становление и развитие химической кинетики и др.);

4. Природа вновь рассматривается с точки зрения ее эволюции.

Четвертый этап – «интегрально-дифференциальная стадия» (конец XIX - середина ХХ в.в.); она характеризуется:

1. Обоснованием принципиальной целостности (интегральности) всего естествознания;

2. Усилением дифференциации наук и резким возрастанием объема эмпирических исследований;

3. Взаимным проникновением идей и методов различных наук; появлением «синтетических наук»;

4. Созданием универсальных теорий, выводящих все разнообразие природных явлений из одного или нескольких общетеоретических принципов, например, А.Эйнштейн «Общая теория относительности для непрерывного макромира», В.Гейзенберг «Квантовая теория для дискретного микромира». Для этого периода характерна целая серия блестящих открытий в физике – открытие сложности строения атома, явления радиоактивности, выявление дискретного характера радиомагнитных излучений и др.

На рубеже XIX - ХХ в.в. произошла третья научная революция, получившая название «эйнштейновской революции». Наиболее значимые теории, составившие основу нового научного знания – это теории относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Первая – новая общая теория пространства, времени и тяготения; вторая – обнаружила вероятностный характер законов микромира и корпускулярно-волновой дуализм материи. Идеи А.Эйнштейна означали принципиальный отказ от всякого центризма вообще. «Привилегированных», выделенных систем отсчета в мире нет, все они равноправны. Любые наши представления, в том числе и вся научная картина мира, относительны.

Несколько позднее произошли мини-революции в:

- космологии – «модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной»;

- геологии – тектоника литосферных плит;

- биологии – модели происхождения жизни;

- генетике – механизм воспроизводства генетической информации;

- кибернетике – управление в неживой и живой природе;

- социологии – соотношение естественного и социального;

- психологии – роль бессознательного в человеческой психике и др.

Эти научные революции позволили сформировать новую научную картину мира и выдвинули новые проблемы в развитии естествознания, которое вступило в качественно новый этап своего развития.

Пятый этап – информациологическая стадия познания природы – (60 – 70 г.г. XX в. и по настоящее время). Человечество вступило в век сплошной информатизации, отличающийся ускоренными темпами развития и внедрения во все сферы народно-хозяйственной и социально-политической деятельности общества таких катализаторов прогресса, как ЭВМ, персональные компьютеры, лазерная техника и спутниковая связь.

Информация предполагает в первую очередь повышение производительности труда, во-вторых, развитие научных исследований, повышение грамотности и уровня жизни населения; в-третьих, вступление в новую социально-экономическую формацию - информационно-сотовое общество.

В начале 60-х г.г. ХХ в. при практическом отсутствии природных ресурсов перед парламентом, правительством и народом Японии встал вопрос: «По какому направлению направить развитие страны: по пути повышения материального благосостояния народа или по пути информационно-интеллектуального развития, информатизации общества, информационных ресурсов и технологий, то есть по материальному или информационному пути?». Начиная с 1964 г. Япония выбрала второй путь - информационный. Этот выбор позволил в кратчайшее время вывести Японию на второе место в мире по валовому доходу на душу населения и на первое место по многим показателям экономики, науки и техники. С этого периода ведет отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и технологий. США, располагая мощным сбором информации во всем мире, в том числе и в Японии, с конца 60-х и начала 70-х г.г. ХХ в. приняли на вооружение японскую информациологическую систему развития в своей стране. В России в конце 60-х г.г. ХХ в. многие организации также начали заниматься аналогичными проблемами информатизации. Общественное информациологическое мировоззрение развитых стран вскоре стало достоянием всего мирового сообщества. В настоящее время все страны мира идут по информациологическому пути прогресса.

Информация, информационные ресурсы и технологии, средства массовой информации, локальные, глобальные и космические информационные сети подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили в прошлом физика, химия и электродинамика, вместе взятые.

Сегодня наша планета рассматривается как единая система, включающая биосферу и социосферу. Предметом исследования современного естествознания является весь мир в его внутренней сложности, многообразии и единстве. Предметом естествознания является не только сущие, но и эволюционные процессы в живой и неживой природе.

Современное естествознание характеризуется лавинообразным накоплением нового фактического материала и возникновением множества новых дисциплин на стыках традиционных, возрастанием роли теоретических исследований, направляющих работу экспериментаторов в области, где обнаружение новых явлений более вероятно. За последние полвека объем знаний, накопленных человечеством с античного времени, удвоился. Возникли новые направления: синергетика, неравновесная термодинамика, генная инженерия, информатика, аналитическая психология и др. В науке появились новые объекты - открытые сложные системы, детерминический хаос, виртуальная реальность и др.

По словам И.Г.Пригожина «Наш мир – это не молчаливый и однообразный мир часового механизма, покинутый старыми домовыми…. Мы живем в открытом технологическом и творческом мире…, который вновь обретает имевшееся в эпоху античности очарование: тайны автономии, разнообразия, необратимость…Теперь мы открываем, что Природа обладает внутренней сложностью. Поэтому мы должны исследовать предсказуемости как для коротких, так и для продолжительных пространственно-временных промежутков».

«Мы переживаем тот период научной революции, когда конкретной переоценке подвергается место и само существо научного подхода, - период, несколько напоминающий возникновение научного подхода в Древней Греции или его возрождение во времена Галилея» (И.Г.Пригожин).

Естествознание сегодня переживает этап нового становления, новой научной революции.

Есть предложение новую научную революцию назвать «Пригожинской».

Проблемы, которые решает современное естествознание, можно условно разделить на три группы - «триады» - материя + энергия + информация.

Основные концепции, связанные с понятием “материя”:

- концепция структурных уровней,

- концепция самоорганизации,

- концепция саморегуляции,

- концепция эволюционизма.

Основные концепции, связанные с понятием “энергия”:

- концепция взаимопревращения различных видов энергии,

- концепция “свободной” энергии Гиббса и проблема самопроизвольности и направленности протекания различных процессов,

- концепция биоэнергетики и проблема трансформации энергии в живых организмах.

Основные концепции, связанные с понятием “информация”:

- концепция первичности информации,

- концепция генетической информации и проблемы генетики.

Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки. Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции. С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.

Но не только последние научные данные можно считать современными, а и все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

 

Лекция 2. Наука и научный метод.

1. Наука как способ познания, как система наук и как деятельность. Функции науки.

2. Наука и псевдонаука. Критерии научности.

3. Этапы научного исследования. Научная проблема и проблемная ситуация. Научная гипотеза. Научная теория. Научные понятия.

4. Понятие метода и методологии.

 

Наука как способ познания мира. Культура – творение человека.

Наука – это одна из ее форм, соседствующая с мифологией, религией, искусством, философией, моралью,правом и др. Формы культуры представляют собой выражение разных способов познания мира. В процессе своего развития человечество выработало несколько способов освоения окружающего мира: все они по-разному отражают окружающую реальность и являются частями общей культуры человечества. Взаимно дополняя друг друга, они выполняют общую задачу – совершенствовать уровень жизни людей. Так, искусство создает эстетические ценности; религия создает мир трансцендентных представлений, где человек общается с неким высшим существом – Богом; философия формирует представление человека о его месте в мире. Все они помогают постигать мир человеку. Наука тоже постигает бытие, но посредством только ей свойственного метода исследования, научного. В этом ее отличие от остальных форм культуры.

Наука – важнейшая часть современной культуры. Сегодня науку трактуют как величайшее достижение человечества. Значение ее состоит в том, что она является особой формой познания мира, которая возникает лишь на определенном этапе развития общества. Пройдя целый ряд стадий от Античности, эпохи Возрождения и до наших дней, наука в современном ее виде вобрала многие достижения других отраслей знания: истории, философии, теологии и др., но представляет собой качественно иное, особое явление. Ведущей формой культуры она стала в прошлом столетии, и останется таковой обозримом будущем. Большинство задач, стоящих перед современной цивилизацией, может быть решено только средствами науки и техники. Поэтому каждый культурный человек должен представлять, какие объективные законы управляют природой и обществом, а также сущность естественнонаучных концепций и методов. Системно-научный образ мышления необходим сейчас для специалистов любого профиля.

Кредо подлинной наукистремление к истине. Поэтому главная цель науки – установление объективных, истинных знаний о природе, обществе и человеке. Объектом науки являются процессы и явления, происходящие в природе, обществе, и человеке. Любой объект проявляется через отношение к другому объекту и не существует вне своих связей. Чем более разнообразны связи объекта, тем более он проявляет свой потенциал, развивается через отношения к другим объектам. Познавая объективно существующие закономерности природы и общества, наука раскрывает общее, устойчивое, повторяющееся и объективно обусловленное в природных и социальных явлениях. Таким образом, любой объект включается в систему связей и отношений, в которой проявляются законы. Законыэто необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения реальности. Законы, существующие между предметами реальности, обладают четырьмя атрибутами:

ü необходимостью,

ü устойчивостью,

ü существенностью,

ü повторяемостью.

Наука выявляет законы развития реальности и формулирует их. Таким образом, предметомнауки являются явления окружающего мира, выраженные в законах.

Приоритетными функциями науки в современном обществе являются:

- описательная: установление опытных фактов и направлений, выявление их существенных свойств и характеристик;

-систематизирующая: распределение знаний по группам, классам и иным структурам в соответствии с научными принципами;

-объяснительная: раскрытие сущности явлений, их природы, динамики развития и причин;

-производственно-практическая: применение полученных знаний на практике в интересах общества и человека;

-образовательно-мировоззренческая: включение естественнонаучных знаний в представления людей о бытии, мире и самих себя;

-прогностическая: предсказания направления развития процессов, прогноз на будущее и выдача рекомендаций.

Для обеспечения указанных функций в содержательном плане используются следующие группы знаний:

Теоретические(фундаментальные): системы теорий, законов, описывающих явления и процессы действительности;

Эмпирические(фактологические), как совокупности установленных фактов и наблюдений;

Технологические (прикладные): знания о практическом использовании научных разработок в производстве;

Праксеологические– системы оценок экономического или иного эффекта, который может быть получен в результате применения конкретных научных знаний.

Наука как система знаний. Наукаэто часть современной культуры, представляющая собой систему объективных знаний о бытии, а также совокупность методов получения таких знаний и их практического применения. Отражая реальность как целостное явление, наука сама образует единую систему знаний, которая разделяется на ряд направлений, изучающих отдельную сторону действительности, конкретную форму движения материи. В рамках единой системы знаний науки объединены по различным критериям, причем попытки классификации наук по предмету, методу, и др. критериям относятся к самому раннему периоду зарождения наук.

Еще древнегреческие философы разделяли знания на три сферы: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика). Ф.Бэкон (XVIIв.) делил знания на три области: история (память), поэзия (воображение) и философия (рассудок). Т.Гоббс (XVIII) выделял две сферы знаний: дедуктивные (во главе с геометрией) и индуктивные (во главе с физикой). Г.Спенсер подразделял все науки на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология и др.) и промежуточные, абстрактно-конкретные (физика, химия).

Поскольку главной особенностью науки является установка на познание, достижение истины, в этом смысле науки можно различить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные больше направлены на решение практических задач. Фундаментальные исследования требуют больших затрат, чем прикладные, поскольку это связано, во-первых, с временными ресурсами. Но без фундаментальных исследований, ставящих целью выяснение основополагающих законов и принципов развития реальности прикладные науки заходят в тупик. А без прикладных наук фундаментальные теряют свою актуальность.

Самым общим делением наук является их отличие по предмету, которое делит их на естественные, гуманитарные и технические науки. Оформилось также довольно много комплексных отраслей: астрофизика, физическая химия, биохимия и др., а также направлений на стыке естественных и гуманитарных наук: биосоциология, социальная экология и др.

Если критерием является бытие в целом, то поскольку бытие включает в себя три главных компонента – природу, общество и человека – можно выделить три основных сферы научных знаний:

ü Естествознание – совокупность знаний о природных явлениях: физических, химических, биологических и др.; Естественные науки подразделяются в свою очередь по предмету познания на физику, химию, биологию, астрономию и т.д.

ü Обществознание – совокупность знаний о социальных процессах и явлениях жизни общества и человека как мыслящего существа (этот вид знания называют гуманитарным);

ü Науки о человеке как социально-биологическом существе.

ü Технические и технологическиенауки составляют особую сферу знаний в современном обществе. Техническое знание – это знание о системе и законах развития искусственной среды - «второй природы», созданной человеком. Технологическое знание – это знание хода этого процесса, знание «как».

Наука как деятельность. Наука и псевдонаука. Обычно под термином «наука» понимают не просто способ познания, выраженный в системе знаний, а также деятельность по их получению и совершенствованию, обособившуюся в процессе общественного разделения труда и связанную с получением объективных знаний о природе и обществе. В качестве деятельности она представляет собой отдельную сферу приложения социума, которая, прежде всего, связана с преобразовательно-практической ролью науки.

С самого начала формирования в естественных науках в той или иной форме присутствовала цель применения получаемых знаний в интересах людей с целью преобразования природы. Ф.Бэкон писал: «Истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом». Причем на определенных этапах истории именно практические потребности общества ставили перед наукой проблемы, решение которых вело к созданию новых отраслей науки. И сами научные результаты все чаще ценились по степени эффективности их применения на производстве. Такая слишком прямая зависимость часто вредит науке, но, однако, такой союз привел к научно-технической революции ХХ века.

В человеческой культуре, помимо науки, существует феномен псевдонауки (или лженауки). К псевдонаукам относятся, например, астрология, алхимия, уфология, парапсихология, а также девиантная наука (примером которой служит деятельность печально известного академика Т. Д. Лысенко).«Девиантный» означает «отклоняющийся от нормы». Девиантная наука — деятельность, которой занимаются обладатели ученых степеней и званий в стенах признанных исследовательских и учебных заведений, но — с сознательным нарушением требований научного метода, который состоит в соответствии теории и практики. Псевдонаука — социально-психологический феномен, который, выполняя в обществе функции, не связанные с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Массовое сознание либо не видит разницы между наукой и псевдонаукой, либо видит, но с большим интересом и сочувствием воспринимает псевдоученых, испытывающих, по их словам, гонения и притеснения со стороны закостеневшей «официальной» науки. Культурному человеку необходимо иметь представления об истинной ценности псевдонауки, ее исторических, психологических и социальных корнях и характерных признаках. Не будучи источником достоверных и практически эффективных знаний, псевдонауки умело мимикрируют под науку, причем часто претендуют на роль передовой области исследований, до которой традиционная и консервативная наука еще не доросла.

Общим для всех псевдонаук является паразитирование на авторитете науки настоящей: не внося никакого вклада в создание высокого статуса науки в современном обществе и даже вредя ему, псевдонауки широко его используют для поддержания собственного существования. Этим они отличаются, скажем, от религий, которые, как правило, не стремятся создавать видимость своей научной обоснованности.

Отличительные признаки псевдонауки. Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания. Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.

Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания. Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира. Научная картина мира гармонична, в нее нельзя произвольно добавить или вынуть ни одного кирпичика без того, чтобы не понадобилось серьезно перестраивать все здание.

В-третьих, легче отличить псевдоученого по используемой им методологии. Для псевдонаук характерны следующие методы получения, проверки и распространения знания:

1) Некритический анализ исходных данных.

2) Пренебрежение противоречащими фактами.

3) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения.

4) Отсутствие законов.

5) Нарушение общепринятых этических норм. Это в наибольшей степени относится к девиантной науке. Подтасовывать результаты экспериментов, подгонять решения под заданный ответ означает не просто давать неверную информацию (от ошибок никто не гарантирован), но поступать аморально.

Чтобы понять лженаучный характер теорий крупнейшего псевдоученого XX века, академика Т. Д. Лысенко и его сподвижников, в течение нескольких десятков лет занимавших командные высоты в отечественной биологии и сельскохозяйственных науках, не обязательно быть профессиональным биологом. Достаточно было видеть, какими методами они расправлялись с теми, кого считали своими оппонентами. Если человек, представляющийся ученым, называет оппонента негодяем и вредителем, если его аргумент в научном споре — донос или жалоба в административные инстанции, то его научным результатам лучше не верить.

Но и другие разновидности псевдонауки (астрология, уфология и др.) также небезупречны в морально-этическом отношении. Обман и мошенничество, недобросовестная эксплуатация особенностей человеческой психологии, выявляются поч