Виды воображения
![]() |
Основные виды воображения — активное ипассивное.
а) Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами конкретной информации в определенной области В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии, оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше — внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Рассмотрим основные виды активного воображения
Воссоздающеевоображение–вид воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте.
Читается отрывок из художественного произведения а всем остальным предлогается задание - внимательно слушать и представлять содержание. Чтение художественного произведения предполагает работу произвольного воссоздающего воображения, т.к. студенты наполняют конкретный исходный материал имеющимися в их распоряжении образами.
Например: плотный, широкоплечий, румяное лицо обрамляет окладистая борода, нос картошкой. За узорным широким поясом – тяжёлый боевой топор, за спиной приторочена кирка. (Описание гнома в произведении Ника Перумова «Властелин кольца»)
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Важно осознание ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение как вид профессионального воображения режиссера и актера — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Все, что окружает нас и что сделано человеческой рукой, весь мир культуры, кроме мира природы,- все это является продуктом творческого воображения человека. Следует учесть, что деление на творческое и воссоздающее воображение до некоторой степени относительно.
Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе ведущую роль играет наше воображение.
Воображение с его магическим "если бы" и "предлагаемыми обстоятельствами" досказывает то, что не досказали автор, режиссер и другие, но и оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля. Творческое воображение в актерской и режиссерской деятельности включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Слияние мышления и .воображения происходит в области подсознания.
б) Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам: желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления направлены на усиление и сохранение положительных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
3. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах, т.е. различными способами:
агглютинация– «склеивание» различных несоединимых в жизни, качеств и частей; Пример: Египетская мифология – грифон, сфинкс, цербер, бог загробного мира (человек с собачьей головой) и т. д.
гиперболизация— увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
Пример: Гулливер, лилипуты, мальчик с пальчик, и т. д.
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; Пример: создание сценического образа – Обломов, Манилов, поручик Ржевский и т. д.
заострение, акцентуация — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Пример: дружеские шаржи, карикатуры.
Рассмотрим приемы, которые надо знать и использовать: задать вопрос, подсказать ответ, выявить смысл, дать интересное задание, увлечь себя.
Таким образом, воображение – один из важнейших психических познавательных процессов, характеризирующих определённый уровень развития сознания личности, её творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие её профессиональных особенностей у студентов является важнейшим условием становления личности специалиста.
Практика «Особенности творческого воображения»
Задача 1. Проследить особенности творческого воображения. Время на работу — 10 минут. В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки
Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.
Задача 2. Выяснить особенности творческого воображения.
Ход задачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Вывод.Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.