Виды воображения

 
 


Основные виды воображения — активное ипассивное.

а) Активное воображение всегда направлено на решение творчес­кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами конкретной информации в определенной области В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии, оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обще­ством, деятельностью и меньше — внутренними субъективными про­блемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Рассмотрим основные виды активного воображения

Воссоздающеевоображение–вид вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стиму­ляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения яв­ляются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком об­разы, этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Читается отрывок из художественного произ­ведения а всем остальным предлогается задание - внимательно слушать и представлять содержание. Чтение художественного произведения предполагает работу произвольного воссоздающего воображения, т.к. студенты наполняют конкретный исходный материал имеющимися в их распоряжении образами.

Например: плотный, широкоплечий, румяное лицо обрамляет окладистая борода, нос картошкой. За узорным широким поясом – тяжёлый боевой топор, за спиной приторочена кирка. (Описание гнома в произведении Ника Перумова «Властелин кольца»)

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Важно осознание ситуа­ции и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жиз­ненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче пред­ставлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение как вид профессионального воображения режиссера и актера — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригиналь­ные продукты деятельности. Творческое воображение является необ­ходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельно­сти человека.

Все, что окружает нас и что сделано человеческой рукой, весь мир культуры, кроме мира природы,- все это является продуктом творческого воображения человека. Следует учесть, что деление на творческое и воссоздающее воображение до некоторой степени относи­тельно.

Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе ведущую роль играет наше воображение.

Воображение с его магическим "если бы" и "предлагаемыми об­стоятельствами" досказывает то, что не досказали автор, режиссер и другие, но и оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля. Творческое воображение в актерской и ре­жиссерской деятельности включает в себя интенсивную работу мышле­ния, оно пронизано эмоциональностью и волей. Слияние мышления и .воображения происходит в области подсознания.

б) Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам: желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления направлены на усиление и сохранение положи­тельных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицатель­ных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереаль­ное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

3. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах, т.е. различными способами:

­ агглютинация– «склеивание» различных несоединимых в жизни, качеств и частей; Пример: Египетская мифология – грифон, сфинкс, цербер, бог загробного мира (человек с собачьей головой) и т. д.

­ гиперболизация— увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

Пример: Гулливер, лилипуты, мальчик с пальчик, и т. д.

­ типизация — выделение существенного, повторяющегося в одно­родных образах; Пример: создание сценического образа – Обломов, Манилов, поручик Ржевский и т. д.

­ заострение, акцентуация — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Пример: дружеские шаржи, карикатуры.

Рассмотрим приемы, кото­рые надо знать и использовать: задать вопрос, подсказать ответ, выявить смысл, дать интересное задание, увлечь себя.

Таким образом, воображение – один из важнейших психических познавательных процессов, характеризирующих определённый уровень развития сознания личности, её творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие её профессиональных особенностей у студентов является важнейшим условием становления личности специалиста.

Практика «Особенности творческого воображения»

Задача 1. Проследить особенности творческого воображения. Вре­мя на работу — 10 минут. В качестве критерия оценки используются следующие показате­ли: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, не­обычность поворота сюжета, неожиданность концовки

Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически свя­занный рассказ, используя все данные слова.

Задача 2. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кру­жок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод.Воображение развертывается на основе какого-либо ис­ходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.