Цели и принципы миграционной политики РФ

Как мы уже отмечали, миграции в современном мире приобрели глобальный характер. Российская федерация включена в мировую миграционную сеть и как страна-донор и как страна-реципиент. Вопросы выработки эффективной миграционной политики приобрели крайнюю актуальность: с одной стороны, Россия очень нуждается в мигрантах, так как другого источника покрытия естественной убыли, а также убыли населения в трудоспособных возрастах просто не существует. С другой стороны, она испытывает миграционный напор извне, со стороны быстро размножающихся соседей и не может не ощущать объективных границ своей миграционной емкости и угроз своей национальной и культурной идентичности. Кроме того, отсутствие продуманной миграционной политики и воли государства к наведению порядка в этой сфере породило у значительной части нашего населения мигрантофобию.

В условиях дефицита рабочей силы и невозможности его полной компенсации за счет внутренней миграции и естественного прироста населения существует объективная необходимость в восполнении трудовых ресурсов. Однако до настоящего момента у России нет концепции миграционной политики. Некоторые ее важные положения сформулированы в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в октябре 2007 года. Так, среди шести основных задач демографической политики названа задача «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции», которая включает в себя:

ü содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

ü привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

ü совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

ü разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

ü создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Естественно, Российская Федерация заинтересована прежде всего в привлечении этнических русских, а также представителей тех народов, которые имеют близкую к нам культуру. Именно поэтому в 2006 году была принята Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Она помогает ее участникам в переезде и первичном обустройстве, в том числе, в оформлении правового и социального статуса, предоставлении работы, муниципального и пенсионного обслуживания, дошкольного, школьного, профессионального образования.

Цифры и факты

Около 10 тысяч зарубежных соотечественников переселились в 2008 году в Россию в рамках реализации этой госпрограммы. При этом подавляющее большинство из переселенцев, почти треть, проживали до того в Казахстане. На конец 2008 года уже принято решение о добровольном переселении в рамках государственной программы более 42860 соотечественников. Анализ показал, что в основном соотечественники едут из Казахстана, Узбекистана, Украины, Молдавии и Киргизии. Кроме того, в Россию возвращаются из Германии, Израиля, Литвы, Эстонии, Болгарии, Бельгии, США и других стран.
В прошлом году соотечественники переезжали в 11 субъектов РФ. При этом, по данным ФМС, наибольшей привлекательностью у людей пользуются Калининградская, Калужская, Липецкая и Тамбовская области. С 2009 года в Госпрограмму внесены изменения, нацеленные на привлечение 25 тысяч человек в год, начиная с 2009 года.
Число регионов, участвующих в программе, планируется увеличить до 51.

 

Таким образом, миграция населения всегда играла значительную роль в социальном и экономическом развитии России. В настоящее время РФ входит в группу стран, активно обменивающихся населением с другими странами как в качестве донора, так и в качестве реципиента. Именно поэтому возрастает значимость грамотно сформулированной миграционной политики. Однако до настоящего момента в Российской Федерации отсутствует Концепция государственной миграционной политики, что ведет к росту ксено- и мигрантофобии, способствует криминализации общества и коррупции, а также порождает повсеместное нарушение прав человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какую роль сыграла миграция населения в становлении Российского государства в его современных границах?

2. Почему внутренние перемещения всегда играли решающую роль в миграционных процессах на территории России?

3. Какие политические процессы активизировали, а какие тормозили развитие внешней миграции?

4. Охарактеризуйте особенности миграционных процессов в России за последние 15 – 20 лет. Каково направление основных миграционных потоков внутри страны? Из каких регионов население преимущественно выезжает и куда переезжает на постоянное место жительства? Объясните причины.

5. С какими государствами у России сложились наиболее тесные внешние миграционные связи? Какой при этом поток мигрантов преобладает – въездной или выездной? Каков этнический состав мигрантов в Россию?

6. Почему в миграционном обмене с Россией лидируют страны бывшего СССР? Каков национальный состав въезжающих в Россию на постоянное место жительства?

7. Каково значение временных трудовых миграций в современ­ном мире и для российской экономики?

8. Откуда пребывает в Россию иностранная рабочая сила? Каковы масштабы трудовой иммиграции в страну? В каких секторах экономики преимущественно заняты трудовые иммигранты?

9. В какие страны выезжают на работу российские специа­листы? Каковы побудительные мотивы трудовой эмиграции из России?

10. В каком документе сформулированы цели и задачи миграционной политики? Охарактеризуйте ее цели и задачи. Какие механизмы предлагается использо­вать для ее реализации?

11. Почему, на ваш взгляд, в нашей стране до сих пор отсутствует Концепция государственной миграционной политики? Какие положения необходимо было бы внести?

12. На какой орган исполнительной власти возложены функции государственного управления в области миграционной политики?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Демографический ежегодник России 2008: Статистический сборник. Официальное издание. Суринов А. Е., ред., Сборник, Збарская И. А. – Изд.: Госкомстат РФ, РОССТАТ, СТАТИСТИКА РОССИИ, ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, ФГНУ Росинформагротех, 2008.

2. Глушкова В. Г., Симагин Ю. А. Демография. – М.: КНОРУС, 2008.

3. Калмыкова Н., Денисенко М. Демография. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, Издательский дом, 2007 г.

4. Рунова Т. Г. Демография: практикум. – М.: Изд-во МГИУ,2008.

5. Харченко Л. П. Демография. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев М. Восприятие масштабов миграции в России: этнорегиональные измерения и психология цифр. – Вестник общественного мнения, 2006. – №4.

2. Брусина О. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор. – Вестник Евразии, 2008. – №2.

3. Выхованец О., Градировский С. Весна, лето, осень, зима… и снова весна. Об итогах государственного регулирования трудовой миграции в ушедшем году. Полит.ру 24 февраля 2009 г. Опубликовано на сайте http://polit.ru/analytics/2009/02/24/kvoty.html).

4. Выхованец О., Градировский С. Кому выгодны квоты. Опубликовано на сайте "Полит.ru" 11 августа 2008 г., адрес: Опубликовано на сайте http://polit.ru/analytics/2008/08/11/kvota.html).

5. Глущенко И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства – М.: ИИЦ "Статистика России", 2006.

6. Дацишен В. Китайская трудовая миграция в России. Малоизвестные страницы истории. – Проблемы Дальнего Востока, 2008. – № 5.

7. Забровская Л.В. КНДР-Россия-РК: обмен трудовыми ресурсами.Электронная версия бюллетеня «Население и общество», 19 мая - 1 июня 2008, № 333 – 334. Опубликовано на сайте http://demoscope.ru/weekly.

8. Зайнчковская Ж. Новая миграционная политика. Электронная версия бюллетеня «Население и общество», 2 - 15 марта 2008, № 367 – 368. 2009.Опубликовано на сайте http://demoscope.ru/weekly.

9. Зевелев И. Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве. – Россия в глобальной политике, 2008. – №1.

10. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный - неуспешный опыт. – Мировая экономика и международные отношения, 2008. – №7.

11. Карачурина Л. Демографические факторы динамики миграционной активности населения России: современная ситуация и перспективы.Электронная версия бюллетеня «Население и общество», 16 - 29 апреля 2007, № 285 – 286. Опубликовано на сайте http://demoscope.ru/weekly.

12. Мкртчян Н. Кто обустроит Россию в условиях длительной депопуляции? Российское экспертное обозрение, 2008. – №1.

13. Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика / Под ред. Г. Витковской, А. Платоновой и В. Школьникова. МОМ, ФМС России, ОБСЕ. – М.: ИТ "АдамантЪ", 2009. – С. 19-36, 237-265.

14. Омарова З.М. К вопросу об определении понятия "соотечественники за рубежом": опыт России. – Власть, 2008. – №4.

15. Рыбаковский О.Л. Межрегиональный обмен населением: сущность и история изучения. – Народонаселение, 2008. – №12.

16. Таевский Д. Китайский синдром. Предпринимательство как менталитет. – Неприкосновенный запас, 2007. – №1.

17. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. – М.: КомКнига, 2006.

18. Эксплуатация трудовых мигрантов в российском строительном секторе. Доклад Международной правозащитной организации Human Rights Watch 10 февраля 2009 года. Опубликовано на сайте http://www.hrw.org/ru/reports/2009/02/09.