В области защиты информации

Оказавшие влияние на политику государства

Международные и внутриполитические факторы,

Тайны в годы гражданской войны

ЛЕКЦИЯ 11. Организация защиты военной

 

Первый шок, вызванный Октябрьской революцией у недовольных ой властью, через некоторое время прошел, и они взялись за оружие. Помещики не могли примириться с потерей своей земли, фабриканты - с потерей предприятий и хотели все это вернуть. Крестьянст­во которому революция дала землю, было довольно этим шагом до той поры, пока государство не потребовало от него хлеб по продраз­верстке. После этого оно также переметнулось в стан врагов новой власти. Правда, довольно скоро выяснилось, что здесь им грозит воз­вращение помещиков со всеми вытекающими отсюда последствия­ми1. Казачество по-разному относилось к новой власти. Оно расколо­лось, и казаки воевали по обе стороны фронта, порой переходя со стороны на сторону. Важной силой в гражданской войне стало офи­церство. Утратив свои привилегии после Февральской революции, а тем более после Октября, офицерство в основной своей массе спло­тилось вокруг наиболее авторитетных генералов и создало так назы­ваемую Добровольческую армию под руководством М. В. Алексеева и Л. Г. Корнилова, а затем включилось и в другие белые формирова­ния. Новая власть восстановила против себя и еще одного мощного врага - православную церковь, которая не могла примириться с поте­рей своих земель, переданных революцией крестьянству, ее не уст­раивала ликвидация того особого положения, которое она занимала До революции, будучи идеологической опорой старого строя, своеоб­разной частью государственного аппарата. Большевики, будучи не­примиримыми идейными атеистами, не захотели искать и не смогли Достичь какого-либо компромисса с духовенством. Наоборот, широко Распространявшиеся формы антирелигиозной борьбы носили порой Откровенно оскорбительный для верующих характер и тем самым не-йзбежно приводили их в антисоветский лагерь. В ходе гражданской

 

 

См.: Цветков В. Ж. Аграрная политика белогвардейских правительств юга России (1918-1920 гг.) // Науч. труды Московского государственного педагоги­чного ун-та им. В. И. Ленина. - М., 1996. Ч. I. С. 92-101.

 

войны некоторая часть рабочих, которые материально стали эк хуже, чем прежде, тоже встала в оппозицию к Советам.

Следует отметить и роль внешней контрреволюции. Западт державы, потеряв наряду с российскими предпринимателями ев 6 фабрики и заводы в нашей стране, а также узнав об отказе революцй онной власти от уплаты долгов царизма и Временного правительства разумеется, захотели все это вернуть. Кроме того, их, как уже отме-чалось, пугало распространение «пожара революции» на Европу й другие континенты. Наконец, как вчерашние противники, так и союз-ники России узрели в сложившейся обстановке удобный шанс для решения своих собственных геополитических задач. Их стала объе­динять общая цель - ослабление российского соперника, а по воз­можности, за счет раздробления России на отдельные мелкие госу­дарства, - полное устранение ее с мировой политической арены. По­этому страны Антанты, США, Япония и другие государства очень скоро встали в антисоветский строй. Они оказали решительную под­держку белому движению, особенно вооружением и снаряжением, которое после закончившейся мировой войны им просто некуда было девать. Имели место и факты прямой интервенции этих сил, органи­зовавших настоящие походы против Советской страны.

Уже летом 1918 г. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. На страну навалилась громадная сила, тем не менее Советская власть смогла устоять. Ее победа была неслучайной; большая часть населе­ния страны в итоге выступила на стороне Советов, увидев в них силу, отвечающую интересам народа. И наоборот, как справедливо отмеча­ет итальянский историк Д. Боффа, «белые генералы не нашли сколь­ко-нибудь длительной поддержки ни у одной массовой силы»1.

Хотя развитие страны в данный период не могло не подчиняться условиям жестокой войны, продолжали действовать закономерности и более широкого исторического масштаба. Это прежде всего отно­силось к экономической политике Советского государства, которая вошла в историю под названием «военный коммунизм». Главной *а рактерной его чертой было стремление собрать все силы и средства одних руках - государства с тем, чтобы по возможности рациональЯ использовать скудные ресурсы для ведения войны. В первую очер^ это коснулось промышленности, где продолжалась полная нацией лизация. Что касается сельского хозяйства и организации снабжен населения, то здесь характерным было введение хлебной моногг

1 См.: Боффа Дж. Указ. соч. Т. 1. С. 97.

^р Сами эти институты существовали и до револю- н0 только новая власть и именно в данный исторический период ц ' решительно проводить их в жизнь. Следует отметить, что пер-С начально государство попыталось наладить товарообмен с дерев-В й однако необходимых промышленных товаров не хватало, к тому крестьяне все больше взвинчивали цены, пользуясь безвыходным оложением городского населения. Тогда-то власти не оставалось ничего иного, как прибегнуть к насильственному изъятию продуктов для голодающих районов. Под полный государственный контроль было поставлено также распределение предметов первой необходи­мости. В руки государства полностью перешло распоряжение трудо­выми ресурсами на основе всеобщей трудовой повинности, под кото­рой понималась всеобщая обязанность трудиться1.

Состав защищаемой информации, порядок ее засекречивания. Но­сители информации. Объекты защиты. Каналы несанкционирован­ного доступа к защищаемой информации. В эти годы на первый план выдвинулись оборона страны от нападения внешних врагов и подав­ление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Эти же функции определяли и основные элементы состава защищаемой ин­формации, в их перечне по-прежнему доминировали государственная и военная тайна.

В качестве объектов защищаемой информации в этот период сле­дует рассматривать интересы Советской России в области обеспече­ния государственной и военной безопасности; интересы страны в об­ласти создания и развития новых экономических отношений; интере­сы правоохранительных и иных ведомств в области сохранения слу­жебной тайны. Кроме того, все большую актуальность стала приоб­ретать личная безопасность лидеров государства, особенно после на­чала так называемого «белого террора», жертвами которого стали многие революционные деятели. 30 августа 1918 г. эсеры произвели рушение на председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) • "• Ленина, вследствие чего он был тяжело ранен.

высшие должностные лица Советской Республики являлись носи-j Лями секретной информации, в связи с чем им требовалась надежная

^ическая защита от посягательств врагов. Представляют несомнен-

интерес в этом плане материалы Центрального государственного

^а Российской Армии (ЦГАРА), связанные с поездом Председа-

, ■ ——___________

История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. Чис-*ова. с. 93-97.

теля Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкого. Его поезд был мирован в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве на Московск! Казанской железной дороге, а уже утром 8 августа он отправился й. Восточный фронт по направлению к Казани. Работу фактически од^ го Троцкого обеспечивали 232 хорошо обученных, одетых, накорм ленных человека, в числе которых насчитывалось: латышских стрел. ков - 30 чел., моряков боевого отряда - 18 чел., кавалеристов - 9 чел пулеметчиков - 21 чел., членов экипажей броневиков - 7 чел. и т.д.1

Направления и методы деятельности антисоветских организм ций и иностранных разведок по добыванию секретной военной щт формации. Помимо открытого военного противостояния агентура за­рубежных государств развернула в советском тылу широкую под-рывную деятельность, стремясь нанести удар новой власти в ее глав­ных жизненных центрах. В короткий срок возникли многочисленные подпольные контрреволюционные организации - монархические, ка­детские, анархистские, эсеровские, меньшевистские. Они носили раз­ные названия и выдвигали различные программы, как правило, край­не демагогические и широковещательные. Практически все они фи­нансировались из-за рубежа. Американский посол Фрэнсис, француз­ский посол Нуланс, английский дипломатический представитель Локкарт и другие стали непосредственными организаторами россий­ской контрреволюции2.

Вскоре последовали бесчисленные заговоры, мятежи, террористи­ческие, диверсионные и вредительские акты, измены и провокации. На лето 1918 г. контрреволюционный савинковский «Союз защиты роди­ны и свободы» по директивам и на средства ряда иностранных миссий готовил одновременно мятеж в Москве и в двух десятках мест вокруг Москвы. С 29 на 30 мая 1918 г. эта шпионско-террористическая орга низация была обезврежена и значительная часть ее участников арест вана. Но руководящая группа заговорщиков сумела скрыться. Во пользовавшись ослаблением бдительности в некоторых организациях избежавшие ареста члены антисоветских организаций 6 июля 1918 подняли вооруженный мятеж в Ярославле и вслед за тем в Муроме в Рыбинске. В тот же день левые эсеры, действовавшие в контакте с са-винковской организацией, также устроили восстание в Москве. ГДО непосредственным руководством В. И. Ленина левоэсеровский

1 См.: Волкодаве И. И. Поезд Троцкого // Военно-исторический журнал. ЧЬ 9. С. 60.

2 См.: Всемирная история. Т. 8. С. 242.

Л буквально за одни сутки. Только в Ярославле .мя-

сникам удалось продержаться 16 дней, и ликвидация этого мятежа

оТребовала больших усилий. Своевременно был раскрыт крупней-шцй заговор, организованный руководителем английской миссии Лок-картом и известным английским шпионом Сиднеем Рейли. Заговор­щики рассчитывали захватить Кремль и совершить террористические акты против руководителей партии и правительства. На осуществле­ние этой акции было ассигновано около 10 млн. руб.1

11.2. Организация защиты информации

Нормативные акты в области защиты информации. Органы за­щиты военной тайны. Создание Особого отдела ВЧК и его местных органов. Основные задачи органов военной контрразведки. Методы защиты военной тайны, обусловленность их историческим перио­дом. Регламентация ответственности за разглашение, передачу или умышленное уничтожение информации, составляющей военную тайну. Развитие государственного аппарата в годы гражданской вой­ны определялось прежде всего общими закономерностями переход­ного периода от капитализма к социализму. Вместе с тем определен­ную роль сыграли условия гражданской войны и интервенции, не по­влекшие впрочем за собой коренной ломки государственного аппара­та. Советское государство по своей природе было достаточно гибким, способным действовать в любых условиях. В годы гражданской вой­ны советский государственный аппарат работал в обстановке много­партийности. Практически во всех звеньях советского государствен­ного аппарата работали члены других партий, преимущественно мел­кобуржуазных, - эсеры, меньшевики и анархисты. Тем не менее в госструктурах преобладали большевики, чья партия заметно укрепи-ла свое положение. VIII съезд РКП(б) констатировал, что партия Должна завоевать для себя безраздельное политическое господство в

етах и устанавливать фактический контроль над всей их работой.

Во

всех советских учреждениях предлагалось образовать партийные

Фракции, строго подчинявшиеся партийной дисциплине. Вместе с тем

см.: Рабинович С. Иностранный шпионаж в СССР в годы гражданской вой-~~ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vault.exmachina.ru/spv/14/.

рекомендовалось проводить решения партии через советские орган в рамках Конституции, руководить Советами, но не подменять их1.

Советское государство в эти годы выступало за укрепление зако ности. В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Сове тов принял постановление «О точном соблюдении законов», При звавшее всех граждан, все государственные органы и всех должное?, ных лиц к строжайшему соблюдению законов. В 1919 г. Совнарком в Декрете об устранении волокиты подчеркнул значение решений VI съезда и Совета Обороны, поставив вопрос о привлечении к уголов­ной ответственности лиц, виновных в нарушении законности. ДЛя выявления фактов беззакония на местах и улучшения советской рабо­ты ВЦИК направлял в различные губернии России своих членов, уполномоченных и инструкторов. При обнаружении злоупотребле­ний уполномоченные ВЦИК имели право отстранять должностных лиц, виновных в злоупотреблениях, и предавать их суду с последую­щим докладом об этом ВЦИК. В годы войны советский государст­венный аппарат продолжал укрепляться. Однако он испытывал хро­нические затруднения с кадрами. В государственные органы влива­лись рабочие и крестьяне, полные революционного энтузиазма. Од­нако порой у них не было знаний, необходимых для управления госу­дарством, а зачастую и просто не хватало элементарной культуры, поэтому был взят курс на привлечение в государственный аппарат бывших царских чиновников. В. И. Ленин в докладе на IX съезде РКП(б) говорил, что подобно тому, как буржуазия в свое время ис­пользовала кадры служащих феодального государства, мы должны использовать чиновников свергнутого революцией государства.

Общая структура высших органов власти и управления, которые среди прочих задач каждодневно решали и вопросы информационной безопасности государства, во время войны оставалась в принципе та­кой же, как и в предыдущий рассмотренный период. Как и до войны, регулярно созывались всероссийские съезды Советов. Продолжали нормально функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совет Народных Комиссаров. VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял постановление «О советском строительстве». Анало­гичный акт был издан VIII съездом Советов 29 декабря 1920 г. Об постановления внесли изменения в порядок деятельности ЦЙ* Президиума ВЦИК, Совнаркома и местных Советов.

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. тякова. С. 117.

Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК По этого он являлся постоянно действующим органом и собирался на ой заседания иногда по несколько раз в месяц. Теперь было решено страивать очередные заседания ВЦИК раз в два месяца. Предусмат-явалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Конституция рСфСР 1918 г. не регламентировала правового положения Прези­диума ВЦИК, лишь упоминая о его существовании, VII и VIII Все­российские съезды Советов уточнили его компетенцию. Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить про­екты декретов на рассмотрение, наблюдать за исполнением постанов­лений ВЦИК и т.д. Постановление VIII съезда Советов развивало и конституционные положения, касавшиеся СНК Оно установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосудар­ственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.

Чрезвычайные условия интервенции и гражданской войны потребо­вали создания особого органа, объединяющего усилия всего государст­ва в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Оборо­ны, учрежденный Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объеди­нял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечи­вал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольст­венном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предос­тавлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для органи­зации отпора врагам. Его возглавлял Председатель Совнаркома В. И. Ленин. Членами Совета были представители от ВЦИК, Реввоен­совета, Народного комиссариата по продовольствию, Народного ко­миссариата путей сообщения и др. В начале 1920 г., когда у Советского ГосУдарства появилась возможность приступить к хозяйственному строительству, перед Советом Рабочей и Крестьянской Обороны была вставлена задача - обратить особое внимание на экономику. В соот­ветствии с этим Совет Рабочей и Крестьянской Обороны в апреле 920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

^Ш съезд Советов подтвердил, что законодательными органами Являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто, кроме Их' не имел права издавать законодательные акты общегосударст-Ве1*ного значения.

Борьба за упрочение законности требовала уточнения правового °ложения местных органов власти и управления, последовательного Р°ведения принципа демократического централизма в отношении

центра и мест. В годы гражданской войны можно отметить две р терные тенденции в развитии правового положения местных Советов-с одной стороны, изъятие из их компетенции вопросов, по своей пр^ роде являющихся общегосударственными, с другой - сохранение $ местами весьма широких прав. Эти тенденции отразились в законода, тельстве о Советах1.

Активизировалась деятельность по защите конституционного строя и специальных правоохранительных структур. После покушения на В. И. Ленина 5 сентября 1918 г. СНК принял по докладу председате­ля ВЧК постановление «О красном терроре», в котором говорилось следующее: «...необходимо очистить Советскую Республику от классо­вых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским ор­ганизациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры». Следует особо подчеркнуть, что «красный террор» явился от­ветной мерой на террор «белый», развязанный белогвардейцами летом 1918 г. и послуживший прелюдией к гражданской войне.

СНК постановил направить в органы ВЧК «возможно большее число ответственных партийных товарищей». 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил положение о ВЧК и ее местных органах, согласно которому ВЧК являлась центральным органом, объединявшим дея­тельность местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и должностными преступлениями на всей территории РСФСР. ВЧК и ее местные органы имели право создавать особые вооруженные отря­ды, которые находились под контролем РВСР. Члены местных ЧК на­значались и отзывались местными исполкомами. В армии были соз даны особые отделы. 6 февраля 1919 г. ВЦИК утвердил Положение об особых отделах при ВЧК, согласно которому они должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах, руководить работой агентуры за границей и на оккупированных тер­риториях. На транспорте создавались железнодорожные ЧК, преобра­зованные затем в транспортные ЧК, действовавшие под руководство» транспортного отдела ВЧК. В ноябре 1920 г. на ВЧК была возлоясе* охрана границ государства. Получив в условиях гражданской воийь широчайшие права, органы ВЧК вели следствие, выносили пригов< ры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступ^

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И-тякова. С. 117-121.

Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять к зйновным непосредственную расправу на месте преступления.

Следует отметить, что наряду с особыми отделами в 1918 г. поя-вились еще две специальные оперативные службы - военная разведка й военная контрразведка. Заграничная агентурная разведка находи­лась в ведении Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Непосредственно разведкой в ГУГШ занимался Отдел 2-го генерал-квартирмейстера, состоявший из добывающего (разведывательного) и обрабатывающих (региональных) отделений. В обязанности отдела входили сбор, обработка и систематизация всего разведывательного материала, как правило, «сырого» и крайне неточного, который начал поступать с фронтов. Позднее отдел был преобразован в Военно-статистический отдел (ВСО) Оперативного управления Всероссий­ского Главного штаба (ВГШ). В конце июня 1918 г. Наркомвоен Л. Д. Троцкий утвердил «Общее положение о разведывательной и контрразведывательной службе», ставшее первым такого рода доку­ментом в истории советской военной разведки.

1 ноября 1918 г. Реввоенсовет Республики (РВСР) утвердил штат Полевого штаба (ПШ) РВСР. 5 ноября штат был введен приказом РВСР № 197/27 и продублирован приказом по ПШ № 46. В структуре ПШ значилось Регистрационное управление (Региструпр), впервые объединившее все органы военной агентурной разведки, существо­вавшие к тому времени: ВСО Оперативного управления ВГШ, Разве­дывательное отделение Оперативного отдела Наркомата по военным Делам, Разведывательное отделение Оперативного управления Выс­шего военного совета (ГРУ ГШ ВС СССР являлся прямым преемни­ком Региструпра. Именно поэтому 5 ноября считается Днем Совет­ской военной разведки). Первым начальником Региструпра был на­учен С. И. Аралов. В состав Региструпра входило два отдела: аген-турный (разведывательный) - 39 чел. по штату - и военного контроля ^онтрразведывательный) - 157 чел. Войсковой разведкой занималось ^ведывательное отделение Оперативного управления со штатом

Чел. Информационная служба осталась в ВСО. Таким образом, хо-я и появился центральный орган агентурной разведки и контрраз-

П]си, в целом военная разведка оставалась разобщенной.

ко

~jj_»\^/4,ivci v/w i U.DCXJ1 CIVD UCUUKJllXCtltlKJU.

** ноябре 1918 г. в Москве открылись Курсы разведки и военного Нтроля. Программа курсов предусматривала изучение следующих РеДметов: пехотной разведки; артиллерии; географии; службы связи;

йнистрации; тактики; артиллерийской разведки; контрразведки; верной разведки; топографии; кавалерийской разведки; военно-

топографической разведки; агентурной разведки. Несколько оз> было введено изучение иностранных языков (французского, немецк го, английского, японского, шведского, финского).

С июня 1919 г. согласно новому штату и Положению Региструп был переподчинен непосредственно РВСР, минуя начальника ПШ РВСР. К началу 1921 г. в штате Региструпра состояли: начальник управления; два помощника; оперативный отдел (оперативное, низационное и техническое отделения); информационный отдел (о дочное отделение и отделение прессы); общий отдел; отделение свя­зи; шифровальное отделение; организационный отдел (организации онное и инспекторское отделения); хозяйственно-финансовый отдел.

С апреля 1921 г. Региструпр был преобразован в Разведыватель­ное управление штаба РККА (Разведупр) и согласно «Положению» стал «центральным органом военной разведки, как в военное, так и в мирное время». В штат Управления был включен отдел войсковой разведки. После окончания Гражданской войны Разведупр на некото­рое время был преобразован в Разведывательный отдел Управления 1-го помощника начальника штаба РККА. Опыт работы этих служб в 1918-1920 гг. помог заложить основы оперативно-разыскного искус­ства. Стали широко применяться такие методы, как агентурное про­никновение, дезинформация, техническая разведка. В этот период был проведен ряд блестящих операций по выводу в нашу страну из-за границы видных агентов иностранных разведок. К числу первых ус­пешных операций, осуществленных военными контрразведчиками по разоблачению агентуры разведок стран Антанты, относится задержа­ние полковника Люндеквиста, пытавшегося передать генералу Юде­ничу план захвата Петрограда в 1919 г. Итоги деятельности Разве-дупра за этот период приведены в документах за 1923 г., в которых отмечается важная роль разведки в годы Гражданской войны и под­черкивается: «быстрое развитие разведывательного дела в Красной Армии, охватывающего, в сущности говоря, весь мир, характери­зующего современное состояние вооруженных сил иностранных rfr сударств, учитывающего новейшие изобретения сухопутной, морской и воздушной военной техники» (Приказ по Штабу РККА ( 10.03.1923 г. № 151)1.

1 См.: История спецслужб России. С. 456; Ярухин Ю. Рождение Советско военной разведки (1917-1923 гг.). - [Электронный ресурс] Режим досту11 http ://veterangru.kiev.ua/rosvidka.htm.

^Вооруженные силы в рассматриваемый период являлись главной порой государства в защите от внешних и внутренних врагов. Со­ветской России была необходима многочисленная армия, которая создавалась на принципе всеобщей воинской повинности. Для руко­водства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК оТ 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет рес-публики (РВСР). Вся полнота власти в области управления воору­женными силами возлагалась на главнокомандующего всеми войска-мИ страны, правовой статус которого определялся декретом СНК от 5 декабря 1918 г. Использование старых военных специалистов, о ко­торых говорилось на предыдущей лекции, не могло изменить рево­люционный характер Красной Армии, который определялся классо­вым составом основной массы ее бойцов, партийным и советским ру­ководством. Это руководство являлось частью общего курса на при­влечение буржуазной интеллигенции для строительства социализма1. Представляет интерес по этому поводу мнение, высказанное А. И. Де­никиным: «Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специа­листов», заведомо чуждых или враждебных господствующей пар­тии...»2. Однако при всем этом, с точки зрения защиты военной тайны, привлечение старых военных специалистов требовало бдительного контроля за их деятельностью и политического руководства ею.

С учетом притока в армию широких (в большинстве своем кресть­янских) масс ставился вопрос о необходимости серьезной политико-воспитательной работы с ними, что для обеспечения информацион­ной безопасности армии также было крайне важно. Решение этих за-Дач возлагалось первоначально на военных комиссаров, а затем - на Политическое управление РВСР, работавших в тесном контакте с ар­ийской контрразведкой.

Характерно, что одной из причин поражения белых армий явилось йменно разложение, отсутствие дисциплины и неорганизованность в йх Рядах. А. И. Деникин в своих мемуарах жаловался, что подчинен­ие ему генералы не очень считались с его приказами. Общее падение Дисциплины в его армии и развитие «самоснабжения» приводили по-Росту к разбою. «Христолюбивое» воинство генерала Мамонтова,

См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. Чис-7*а. С. 124-127. С См-: Деникин А. И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1992. № 12.

например, не остановилось даже перед ограблением церквей1. утт> съезд РКП(б) признал неотложной задачей советского военного строи тельства Укрепление централизма и дисциплины в Красной Армци Был дан отпор оппозиционерам, считавшим идеалом армии раздро* ленные, изолированные партизанские отряды. Все эти задачи бьи^ решены. Даже Р. Пайпс признает, что Советскому государству удалось создать сплоченную армию с единым командованием, единым поли-тическим руководством, чем она выгодно отличалась от белой2.

Существенные изменения в рассматриваемый период коснулись и органов милиции. Настало время разделить военные функции и функции охраны общественного порядка. НКВД подготовил проект «Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской ми­лиции)», который 5 июня 1918 г. был опубликован в печати. Согласно этому проекту милиция создавалась как постоянный штат лиц и отде­лялась от военного дела. 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ утвердили согласованный документ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)». Он интересен с точки зрения обеспечения информационной безопасности создаваемой системы. В первую очередь это выражалось в закреплении штатного принципа организации милиции. Милиция строилась на классовой основе. На милицейские должности могли быть назначены только трудящиеся, граждане РСФСР, достигшие 21 года, вполне грамотные, пользую­щиеся активным и пассивным избирательным правом в Советы, при­знающие Советскую власть. Решительно был закрыт доступ в совет­скую милицию представителям эксплуататорских классов, лицам, прибегающим к наемному труду, живущим на нетрудовые доходы, частным торговцам и торговым посредникам, служителям различных культов, служащим и агентам бывших жандармских отделений и чи­нам бывшей полиции3. Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Она проводила дознание по уголовным делам, осущесТ' вляла в этих целях определенные процессуальные действия, выпол­няла поручения судебных и следственных органов, приводила в ис­полнение приговоры.

1 См.: Деникин А. К Поход на Москву // Очерки русской смуты. - М., С. 35-39.

2 См.: Пайпс Р. Указ. соч. С. 16.

3 См.: Московская краснознаменная милиция: Страницы истории / Под И. А. Кондаурова. - М., 1988. Ч. 1. С. 50.

важным делом милиции считалась борьба с бандитизмом, я в основном политический характер. В этой части ее функ-

й переплетались с полномочиями ВЧК. Это касалось и уголовного ц ь1Ска, созданного 5 октября 1918 г. в системе Наркомюста. Позже

я был передан в ведение милиции.

Как уже отмечалось, к началу гражданской войны были заложены основы советского права, однако на этом его развитие не останови­лось. Существенно изменились источники права. Тем не менее в пра­вовой сфере сохранялись еще весьма значительные пробелы, которые приходилось восполнять использованием революционного правосоз­нания. В период гражданской войны начались кодификационные ра­боты, в том числе - в области уголовного законодательства. Первой попыткой систематизации уголовного права был циркуляр Касса­ционного отдела ВЦИК, изданный еще в октябре 1918 г. Затем был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, приме­няемых советскими судами. Наконец, коллегия Наркомата юстиции решила создать Наказ судьям по применению уголовного права. Он был задуман как инструкция Наркомата, то есть подзаконный акт, но должен был содержать Общую и Особенную части по аналогии с Уголовным кодексом. Полностью это решение реализовано не было, но на основе Общей части Наказа в декабре 1919 г. были созданы Ру­ководящие начала по уголовному праву РСФСР1. Несмотря на неко­торые недостатки, в целом они представляли собой удачный опыт ко­дификации, в связи с чем практически без изменений были восприня­ты на Украине, в Белоруссии и Закавказье. Что касается Особенной части уголовного права, то условия периода интервенции и граждан­кой войны определили ее направленность, прежде всего, против к°нтрреволюционных преступлений2. Красный террор привел, в ча-Стности, к применению института заложников. В случае совершения ТеРрористических актов против деятелей Советской власти опреде-

е*Шая группа заложников подлежала расстрелу с обоснованием пРИменения к ним такой меры. Списки расстрелянных публиковались

ля всеобщего сведения3. Красный террор практиковался до ноября *° г-4 Следует отметить, что институт заложников не был изобре-

.: История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. Чис-С 141.

.: Декреты Советской власти. - М., 1964. Т. III. С. 291-292. .: Красная книга ВЧК. - М., 1989. Т. 1. С. 6-7. .: БоффаДж. Указ. соч. С. 95.

тением Советской власти. Его применяло еще царское правительство в колониальных войнах. После революции первыми стали брать ^ ложников белогвардейцы, о чем свидетельствует А. И. Деникин. Су. ществовала, например, практика обмена заложниками между белыми и красными. Развитие законодательства о контрреволюционных, во-инских и других преступлениях расширяло число видов и родов пре-ступлений, предусмотренных законом1. В известной мере это способ-ствовало и укреплению информационной безопасности Советского государства.

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И. Ч1 тякова. С. 157-159.

12. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В 20-е ГОДЫ XX в.

12.1. Факторы, оказавшие влияние на состав

защищаемой информации и организацию ее защиты

в рассматриваемый период

После окончания гражданской воины и прекращения военной ин­тервенции политика «военного коммунизма» стала еще меньше удов­летворять крестьянство. Ширились выступления крестьян против Со­ветской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и по­дорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелейшем по­ложении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производитель­ные силы деревни. В 1920 г. общий объем продукции сельского хо­зяйства составлял около половины довоенного. В еще более плачев­ном положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых продуктов и предметов: хлеба, одеж­ды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс: были остановлены многие фабрики и заводы. Рабочие от голо­да уходили в деревню, занимались кустарничеством, мешочничест­вом. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата.

Срочно нужны были новые экономические мероприятия государ­ства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. X съезд правящей Коммунистической партии принял решение о пе­реходе к новой экономической политике, от продразверстки к прод­налогу. В советской науке НЭП трактовали как политику построения с°Циализма в условиях многоукладной экономики, когда временно Для поднятия экономики допускались капиталистические элементы пРи сохранении командных высот в экономике в руках государства. ^УЩность НЭПа состояла в том, что это была особая политика проле-аРского государства, целью которой являлась ликвидация капитали-Тических элементов и построения социализма с использованием раз-Ь1х форм собственности, рынка и торговли как основных звеньев. читается, что НЭП закончился в середине 1930-х годов с построени-

°снов социализма в нашей стране.

Осуществление НЭПа проходило на фоне относительно благопри-**°й международной обстановки, что способствовало заключению Рговых соглашений с другими странами. В 1921 г. такие соглаше-к я были подписаны с Англией, Германией, Норвегией, Австрией,

к

; в 1922 г. - со Швецией и Чехословакией. Во время Генуэз-