Особенности детерминации профессиональной преступности

В отношении отдельных типов профессиональной преступности главным фактором оказывается преступная среда, блатная романтика, которая ком­пенсирует недостатки здоровых социальных связей. Отсутствие родителей или утрата контактов с ними, бедность семьи или неуспеваемость в школе - все это может озлобить подростка и подтолкнуть его в преступную среду.

Нередко криминальная романтика перекочевывает в сознание молодых людей из кинофильмов и так называемого «криминального чтива». Идеоло­гический вакуум, недостатки воспитательной работы, низкий уровень право­вого воспитания либо полное отсутствие такового оказываются предпосыл­кой криминализации личности. Такие молодые люди с «криминальным царьком в голове» оказываются легкой добычей акул криминального бизне­са. Чаще всего их используют в самых неприглядных ролях (от совершения опасных преступлений «втемную» до удовлетворения извращенных половых потребностей), и через некоторое время они оказываются практически поте­рянными для общества.

В отдельных случаях первая судимость оказывается дверью в криминаль­ный мир. Особая социальная среда в местах лишения свободы, которая таит постоянные угрозы жизни, здоровью, сексуальной неприкосновенности, не­редко вынуждает осужденных, не имеющих порочных криминальных склон­ностей, примкнуть к какой-либо «преступной семье». Преступная семья - это как бы новая точка отсчета человеческой биографии. Здесь человек чув­ствует себя в относительной безопасности, «члены семьи» проявляют опреде­ленную заботу о своих, патронируют слабых, учат криминальным законам и традициям неподготовленных. Порочность социальной системы в местах ли­шения свободы оказывается одним из главных источников криминальной профессионализации.

Не менее мощным криминогенным фактором, обусловливающим пре­ступный профессионализм, является криминальный рационализм бытия. Ситуация, когда человек не может найти честный заработок, когда предпри­ятия закрываются и глава семьи оказывается безработным (либо месяцами не выплачивается заработная плата), может подтолкнуть к преступной деятель­ности вполне порядочных людей - формирование нравственной и психоло­гической готовности в таких ситуациях происходит стремительно. Нередко эти люди оказываются хорошими профессионалами - и свое мастерство они ставят на службу криминальному миру.

Уход из правоохранительных органов профессионалов высокого класса, которые могли достойно противостоять криминальному миру, сразу дал о себе знать ростом профессиональной преступности. Не менее негативную роль сы­грала неоправданная либерализация судебной практики. Вот как оценивает эту проблему один из крупнейших специалистов в области профессиональной преступности B.C. Разинкин: «Например, на увеличение числа карманных краж оказали влияние: либерализация применения уголовного законодатель­ства; сокращение или упразднение специальных подразделений уголовного розыска, занимающихся выявлением и задержанием воров-карманников с поличным; более редкое обращение в правоохранительные органы жертв кар­манных краж».

Источниками преступного профессионализма являются:

- личный криминальный опыт;

- криминальное «профессиональное образование»;

- трансформация специального профессионализма в криминальный.
Преступная специализация может формироваться стихийно (методом проб и ошибок), но чаще истоком криминального профессионализма становится преступная среда - передача криминального опыта в местах лишения свободы или обучение в специальных центрах криминальной подготовки. Феномен криминальных школ в зарубежных странах достаточно хорошо исследован. В 1931 году в США образовалось преступное сообщество «Коза ностра», в рам­ках которого функционировала так называемая корпорация «Убийство». Это преступное объединение проявляло серьезную заботу о подготовке кадров. Ученики убийц вплоть до овладения профессией получали зарплату (50 долла­ров в неделю). Обучение начиналось с мелких заданий - кражи автомобилей для перевозки трупов после совершения убийства наставниками. Программа обучения включала приобретение техники «взбучки» (жестокого избиения) и «измордования» (избиения до полусмерти), а также умения вести себя в по­лиции в случае ареста. Практикантам предоставлялась возможность воочию наблюдать убийство, совершавшееся профессионалами. Руководители пре­ступных групп постоянно вербовали новых учеников, наблюдая за местными подростками, набивающими себе руку в мелких налетах. Среди них отбира­лись наиболее способные.

В последние годы немало информации о криминальных учебных заведе­ниях стало достоянием гласности и в нашей стране. Одно из таких учебных заведений было выявлено работниками МВД на Алтае, где два бывших аль­пиниста открыли школу для лиц, специализирующихся на квартирных кра­жах - альпинисты учили их проникать в квартиры через окно, спустившись по веревке с крыши. Специальные центры по подготовки профессиональных убийц, подрывников, террористов, производителей наркотических веществ и фальшивомонетчиков функционировали в конце 90-х гг. в Чечне.

Сейчас все больше и больше профессионалов приходят в преступную среду из армии и спецслужб. Истоком преступной специализации в данном ракурсе становится трансформация специального профессионализма в криминальный под влиянием неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие факторы, обусловли­вающие устойчивость и рост профессиональной преступности в нашей стране:

1.Социальная дезорганизация, экономический кризис, безработица, криминальный рационализм жизни в обществе (когда быть преступником не
только выгодно, но и когда преступная деятельность становится едва ли не
единственным способом обеспечения нормального существование человека
и его семьи, когда школьники мечтают стать киллерами, а школьницы - про­ститутками).

2.Падение авторитета государственной власти, коррупция. Факты зло­
употребления служебным положением со стороны высших государственных
должностных лиц постепенно формируют в общественном мнении стереотип
о преступлении как норме жизни.

3.Прямая и косвенная реклама высоких стандартов потребления, кото­рых невозможно достичь честным трудом, в сочетании с безнаказанностью
представителей преступного мира, ведущих роскошную жизнь, оказывается
мощным генератором криминализации общества.

4.Криминальные традиции, негативное влияние криминального мира на общественное сознание (в том числе с помощью средств массовой информации, кинематографа и литературы).

5.Пороки социальной системы в местах лишения свободы, превращаю­щие уголовно-исполнительную систему в школу криминальной подготовки и
обусловливающие нравственную деградацию осужденных.

6.Разрушение социальных связей, уменьшение действенности системы
социального контроля, низкая эффективность воспитательной работы в се­мье и школе, разрушение государственной системы правового воспитания.
Государство практически не проводит работы по антикриминальной контр­пропаганде, по развенчанию преступной романтики, по раскрытию сущностных пороков преступного образа жизни.

7.Недостаток профессионализма, антикриминальной специализации и
технической оснащенности у работников правоохранительных органов.

8.Недостаток заботы о лицах, прошедших специальную подготовку в Во­оруженных Силах, милиции, контрразведке и являющихся высококлассны­
ми специалистами, - именно им уделяют особое внимание лидеры преступ­ного мира, их они мечтают заполучить для исполнения преступных замыслов
(нередко им это удается).

9.Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законода­тельства, затрудняющее борьбу с профессиональной преступностью, а также
судебной практики по уголовным делам в отношении профессиональных
преступников.