Особенности детерминации профессиональной преступности
В отношении отдельных типов профессиональной преступности главным фактором оказывается преступная среда, блатная романтика, которая компенсирует недостатки здоровых социальных связей. Отсутствие родителей или утрата контактов с ними, бедность семьи или неуспеваемость в школе - все это может озлобить подростка и подтолкнуть его в преступную среду.
Нередко криминальная романтика перекочевывает в сознание молодых людей из кинофильмов и так называемого «криминального чтива». Идеологический вакуум, недостатки воспитательной работы, низкий уровень правового воспитания либо полное отсутствие такового оказываются предпосылкой криминализации личности. Такие молодые люди с «криминальным царьком в голове» оказываются легкой добычей акул криминального бизнеса. Чаще всего их используют в самых неприглядных ролях (от совершения опасных преступлений «втемную» до удовлетворения извращенных половых потребностей), и через некоторое время они оказываются практически потерянными для общества.
В отдельных случаях первая судимость оказывается дверью в криминальный мир. Особая социальная среда в местах лишения свободы, которая таит постоянные угрозы жизни, здоровью, сексуальной неприкосновенности, нередко вынуждает осужденных, не имеющих порочных криминальных склонностей, примкнуть к какой-либо «преступной семье». Преступная семья - это как бы новая точка отсчета человеческой биографии. Здесь человек чувствует себя в относительной безопасности, «члены семьи» проявляют определенную заботу о своих, патронируют слабых, учат криминальным законам и традициям неподготовленных. Порочность социальной системы в местах лишения свободы оказывается одним из главных источников криминальной профессионализации.
Не менее мощным криминогенным фактором, обусловливающим преступный профессионализм, является криминальный рационализм бытия. Ситуация, когда человек не может найти честный заработок, когда предприятия закрываются и глава семьи оказывается безработным (либо месяцами не выплачивается заработная плата), может подтолкнуть к преступной деятельности вполне порядочных людей - формирование нравственной и психологической готовности в таких ситуациях происходит стремительно. Нередко эти люди оказываются хорошими профессионалами - и свое мастерство они ставят на службу криминальному миру.
Уход из правоохранительных органов профессионалов высокого класса, которые могли достойно противостоять криминальному миру, сразу дал о себе знать ростом профессиональной преступности. Не менее негативную роль сыграла неоправданная либерализация судебной практики. Вот как оценивает эту проблему один из крупнейших специалистов в области профессиональной преступности B.C. Разинкин: «Например, на увеличение числа карманных краж оказали влияние: либерализация применения уголовного законодательства; сокращение или упразднение специальных подразделений уголовного розыска, занимающихся выявлением и задержанием воров-карманников с поличным; более редкое обращение в правоохранительные органы жертв карманных краж».
Источниками преступного профессионализма являются:
- личный криминальный опыт;
- криминальное «профессиональное образование»;
- трансформация специального профессионализма в криминальный.
Преступная специализация может формироваться стихийно (методом проб и ошибок), но чаще истоком криминального профессионализма становится преступная среда - передача криминального опыта в местах лишения свободы или обучение в специальных центрах криминальной подготовки. Феномен криминальных школ в зарубежных странах достаточно хорошо исследован. В 1931 году в США образовалось преступное сообщество «Коза ностра», в рамках которого функционировала так называемая корпорация «Убийство». Это преступное объединение проявляло серьезную заботу о подготовке кадров. Ученики убийц вплоть до овладения профессией получали зарплату (50 долларов в неделю). Обучение начиналось с мелких заданий - кражи автомобилей для перевозки трупов после совершения убийства наставниками. Программа обучения включала приобретение техники «взбучки» (жестокого избиения) и «измордования» (избиения до полусмерти), а также умения вести себя в полиции в случае ареста. Практикантам предоставлялась возможность воочию наблюдать убийство, совершавшееся профессионалами. Руководители преступных групп постоянно вербовали новых учеников, наблюдая за местными подростками, набивающими себе руку в мелких налетах. Среди них отбирались наиболее способные.
В последние годы немало информации о криминальных учебных заведениях стало достоянием гласности и в нашей стране. Одно из таких учебных заведений было выявлено работниками МВД на Алтае, где два бывших альпиниста открыли школу для лиц, специализирующихся на квартирных кражах - альпинисты учили их проникать в квартиры через окно, спустившись по веревке с крыши. Специальные центры по подготовки профессиональных убийц, подрывников, террористов, производителей наркотических веществ и фальшивомонетчиков функционировали в конце 90-х гг. в Чечне.
Сейчас все больше и больше профессионалов приходят в преступную среду из армии и спецслужб. Истоком преступной специализации в данном ракурсе становится трансформация специального профессионализма в криминальный под влиянием неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие факторы, обусловливающие устойчивость и рост профессиональной преступности в нашей стране:
1.Социальная дезорганизация, экономический кризис, безработица, криминальный рационализм жизни в обществе (когда быть преступником не
только выгодно, но и когда преступная деятельность становится едва ли не
единственным способом обеспечения нормального существование человека
и его семьи, когда школьники мечтают стать киллерами, а школьницы - проститутками).
2.Падение авторитета государственной власти, коррупция. Факты зло
употребления служебным положением со стороны высших государственных
должностных лиц постепенно формируют в общественном мнении стереотип
о преступлении как норме жизни.
3.Прямая и косвенная реклама высоких стандартов потребления, которых невозможно достичь честным трудом, в сочетании с безнаказанностью
представителей преступного мира, ведущих роскошную жизнь, оказывается
мощным генератором криминализации общества.
4.Криминальные традиции, негативное влияние криминального мира на общественное сознание (в том числе с помощью средств массовой информации, кинематографа и литературы).
5.Пороки социальной системы в местах лишения свободы, превращающие уголовно-исполнительную систему в школу криминальной подготовки и
обусловливающие нравственную деградацию осужденных.
6.Разрушение социальных связей, уменьшение действенности системы
социального контроля, низкая эффективность воспитательной работы в семье и школе, разрушение государственной системы правового воспитания.
Государство практически не проводит работы по антикриминальной контрпропаганде, по развенчанию преступной романтики, по раскрытию сущностных пороков преступного образа жизни.
7.Недостаток профессионализма, антикриминальной специализации и
технической оснащенности у работников правоохранительных органов.
8.Недостаток заботы о лицах, прошедших специальную подготовку в Вооруженных Силах, милиции, контрразведке и являющихся высококлассны
ми специалистами, - именно им уделяют особое внимание лидеры преступного мира, их они мечтают заполучить для исполнения преступных замыслов
(нередко им это удается).
9.Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, затрудняющее борьбу с профессиональной преступностью, а также
судебной практики по уголовным делам в отношении профессиональных
преступников.