Анализ Джурана
Классификация проблем
На рисунке 1 приведена классическая схема, разработанная Джура-ном более чем 40 лет тому назад, но весьма актуальная и в наше время. Существенное различие сделано между случайными и хроническими проблемами. Случайные (внезапные) проблемы обычно регулируются и решаются в рамках текущего управления процессом. Распределение обязанностей и ответственности по принятию контрольных мер и введению корректирующих мероприятий обычно достаточно хорошо определено.
Рисунок 1 – Анализ Джурана
В противоположность этому, хронические проблемы как бы запланированы в деятельности компании. Они могут иметь значительно большее отрицательное влияние, чем последствия случайных ошибок, и при этом, никому формально не поручено их решение. Джуран рассматривает хронические проблемы как результат допущений, сделанных в течение предшествующей процессу планирования фазы. В данном периоде, определенный уровень дефектности считался приемлемым, соответствующим состояниютехнологии и практике управления. В последующих периодах совместное влияние развития техники и конкуренции делают данный уровень дефектности более недопустимым.
Результаты деятельности предприятия, такие как стабильность показателей по сравнению с прошлым годом, устойчивость текущего бюджета и др., не должны создавать у руководства иллюзию уверенности в том, что компания продолжает занимать высокое положение на рынке по сравнению со своими конкурентами.
Хронические проблемы не могут быть решены приказом, постановлением и т. п. Высшее руководство, очевидно, сможет оценить их влияние, но в первую очередь должны быть выявлены основные причины, источники проблемы, ее корни, с тем, чтобы определить эффективное решение, причем эти основные причины, как правило, находятся за пределами знаний и полномочий отдельного линейного руководителя.
Этапы решения проблемы
Таблица, приведенная ниже, иллюстрирует шаги при решении проблемы в соответствии с подходом Джурана. Каждая школа разрабатывает свою собственную методику, но они существенно не отличаются друг от друга. Процесс решения проблемы разделяется на четыре основные фазы, каждая из которых состоит из последовательности определенных операционных шагов.
Таблица 1
Этапы решения проблемы | Составляющие проблемы (основные фазы) |
Разработка основных положений проекта | · составление перечня проблем и выявление приоритетов; · определение состава, ответственности и полномочий рабочих групп; |
Диагностика | · анализ симптомов; · формулирование гипотез; · проверка гипотез; · выявление основных причин; |
Поиск решения | · нахождение оптимальных решений; · разработка мероприятий; · преодоление сопротивления изменениям; · внедрение решения; |
Удержание достигнутых результатов | · проверка эффективности результатов внедрения; · регулярное сравнение достигнутых результатов с запланированными |
Первая фаза заключается в определении (формулировке) проекта улучшения. В терминологии Джурана проект представляет собой проблему, в которой запрограммировано решение. Основные шаги представляют собой формулирование перечня проблем, определение их приоритетности для компании, и определение многофункциональной рабочей группы, формально уполномоченной проанализировать каждую из проблем и выработать решение. Эта фаза очень важна: постоянное проведение подобных мероприятий, а также формальное признание результатов, достигнутых группами, является индикатором реальной вовлеченности руководства в процесс непрерывного улучшения.
Вторая фаза выполняется группой в соответствии с классическим методом медицинской диагностики. Вполне очевидно, что все шаги должны быть выполнены в правильной последовательности и полностью. Тем не менее случается, что последний шаг довольно часто пропускают, то ли под давлением авторитетов, то ли руководствуясь интуицией, чтобы сэкономить время, чтобы продемонстрировать собственное мастерство и так далее. Стоимость таких действий редко указывается.
В третьей фазе самый критичный шаг часто состоит в преодолении сопротивления изменениям. Вовлеченные сотрудники могут высказывать (открыто или нет) недовольство по поводу таких изменений или испугаться персональных отрицательных последствий. Надлежащие мероприятия, разъяснения объективной ситуации могут быть весьма трудными, но они необходимы. Последний шаг должен быть разработан совместно с отделом, в котором осуществляются преобразования. Принцип, заключающийся в том, что каждый отвечает за свою собственную деятельность, не должен никогда нарушаться. Рабочая группа будет выступать в качестве инспектора, контролера результата внедрения.
Последняя фаза заключается в стандартизации (нормировании) нового решения на уровне подразделения. Это может потребовать широкомасштабного обучения персонала, новой документации и так далее. Однако, на этом этапе следует помнить, что слишком просто можно свести к нулю результат работы группы, и вместе с этим исчерпать доверие к эффективности непрерывного улучшения.
Цикл Деминга
Цикл Деминга известен по аббревиатуре РDСА, что подразумевает: планирование (Р1аn), выполнение (Dо), проверку (Сhесk), введение норм (Асt).
Эта концептуальная схема была распространена Демингом, однако сам Деминг позаимствовал ее у Шухарта, который впервые внедрил такой метод в лаборатории Белла. РВСА представляет собой весьма общую схему, которая может быть применена к любому рациональному действию человека, направленному на выполнение поставленной цели. Этап планирования касается определения конкретной цели и плана действий. На следующем этапе (выполнение), мы реализуем то, что было запланировано. Важная операция осуществляется на этапе проверки: мы оцениваем правильность и эффективность наших действий, сравнивая полученные результаты с предполагаемыми. Этап введения норм может протекать по двум различным путям: если что-то неправильно, то необходимо повторить весь цикл РВСА, если все в порядке, то необходимо зафиксировать экспериментальный результат, ввести его в повседневную норму, что в свою очередь может потребовать реализации еще одного цикла Деминга.
Предположим, например, что группа продемонстрировала эффективное решение, которое снижает дефектность на сборочном конвейере. Необходимые изменения включают незначительную модификацию конструкции, использование нового узла и некоторые изменения технологических операций.
Нормирование изменений в процессе требует запланировать некоторые конкретные действия, как, например, создание новой инструкции, новой документации, проведение обучения персонала и так далее. Эти действия должны быть выполнены и должны быть проверены. Японцы рассматривают процесс закрепления достигнутого результата, как особо важный и называют его SDСА (Standardize-Do-Сhесk-Асt (или планирование нормализации — выполнение — проверка — введение норм). Он направлен на стабилизацию достижений после очередного прорыва вперед (рисунок 2).
Рисунок 2 – Осуществление непрерывного улучшения
Основные условия для успеха непрерывного улучшения качества
Джуран, основоположник непрерывного улучшения, утверждает, что следующие условия необходимы для достижения полезного улучшения:
· оно должно быть спланировано;
· проводиться проект за проектом;
· фаза прорыва должна заканчиваться фазой «удержание достигнутых результатов», чтобы закрепить новый уровень и предотвратить регрессию.
Много западных компаний охвачены идеей непрерывного улучшения, но редко в полной мере применяют все необходимые условия для ее успешной реализации. Непрерывное улучшение схоже с движением по лестнице: каждый шаг - ступенька к снижению дефектности, за ним следует горизонтальная фаза стабилизации. PDСА — круг Деминга представляет процесс улучшения, а круг SDСА — процесс стабилизации.
Среди компаний, которые утверждают, что приняли на вооружение стратегию непрерывного улучшения, наиболее часто встречаются пробелы, связанные с процессами планирования. Несмотря на то, что эти компании составляют годовые планы по улучшению, они часто переворачивают вверх дном подход, и составляют план компании посредством слияния индивидуальных планов, составленных средним руководством для своих подразделений. Это создает трудности при установлении связи между макроцелями компании на рынке (конкурентоспособное качество) и узкими, специальными целями индивидуальных планов. Именно эти макроцели, наиболее важные улучшения, необходимые для компании, обычно приводят к решению смежных проблем, которые стоят выше планов подразделений, и не могут включаться в их рамки.
Невозможно соревноваться в качестве без стратегического подхода к улучшению, а это требует стратегического планирования на высшем уровне.
Для того, чтобы улучшение было эффективным, оно должно иметь как стратегическую, так и практическую значимость. Следовательно, оно должно быть создано двумя силами:
· нисходящей силой, которая руководствуется макрорезультатами компании и обеспечивает базу для основных стратегических ориентиров и макроцелей;
· восходящей силой, порожденной работой изо дня в день, которая нацелена с одной стороны на микро-результаты и рассматривает узкие, специфические вопросы улучшения, и с другой стороны — на глобальные процессы, с целью выявления возможности улучшения.
Необходимо отметить, что результаты появляются благодаря этим двум силам, на верхнем и нижнем уровнях соответственно.