ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

Рекомендуемая литература.

Заключение.

Учебный вопрос 3. Виды учетов в системе МВД России.

Учебный вопрос 2. История становления системы учета преступности

Учебный вопрос 1. Цели и задачи спецкурса

Введение

Содержание

Введение.

1. Цели и задачи спецкурса.

2. История становления системы учета преступности.

3. Виды учетов в системе МВД России.

Заключение.

Рекомендуемая литература.

Спецкурс “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в органах внутренних дел” разработан в соответствии с п. 16 Комплексного плана мероприятий по обеспечению соблюдения прав и интересов человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации утвержденного 30 августа 2005 г. Первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником милиции А.А. Чекалиным и примерной программой “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в органах внутренних дел”, утвержденной 30 января 2006 г. начальником департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенантом милиции В.Я. Кикоть. Преподавание курса ставит своей целью получение курсантами теоретических знаний, практических умений и навыков, необхо­димых для осуществления приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ин­формации о происшествиях и преступлениях.

В результате изучения курса курсанты должны знать:

- роль учетов и регистрации преступлений и правонарушений в сис­теме правоохранительных органов (ПО) для обеспечения конституционных прав и интересов человека и гражданина;

- принципы организации учета преступлений и правонарушений в России;

- виды сообщений о происшествиях и порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной инфор­мации о происшествиях;

- обязанности сотрудников правоохранительных органов 'по приему заявлений о происшествиях от граждан;

- действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии;

- материалы, регистрируемые в книге учета сообщений о происшест­виях (КУСП);

- объекты и субъекты учета и регистрации.

В результате изучения курса курсанты должны иметь представление:

- о видах учетов в системе МВД России;

- о принципах организации и построении статистических форм от­ четности;

- о роли и месте статистических учетов, отражающих состояния преступности и результаты борьбы с ней, в формировании государственной ста­тистической отчетности как основы принятия адекватных управленческих решений в правоохранительной сфере;

- о технологии сбора и обработки статистической информации в ОВД, организационно-структурное обеспечение этого вида деятельности на различных уровнях управления;

- о ведении журналов учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и учета административного производства; накопительных дел по материалам проверок; книжки с талонами-корешками;

- об организации сбора статистической информации об административных правонарушениях;

- о ведомственном контроле за состоянием учетно-регистрационной дисциплины, полнотой и достоверностью статистической отчетности.

В результате изучения курса курсанты должны выработать практические навыки:

- заполнения книги учета сообщений о происшествиях;

- заполнения документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, движения уголовных дел и результатов возмещения материального ущерба, изъятия предметов преступной деятельности, о потерпевшем;

- работы с автоматизированными информационными системами сбора и обработки статистической информации о происшествиях и преступлениях.

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Спецкурс содержит 5 тем и составлен из расчета учебного времени для очного обучения: 40 часов. Из них 12 часов отводится на лекции, 8 часов – на семинарские занятия, 20 часов на практические занятия и зачет.

Отличительной особенностью данного курса является меж­дисциплинарный подход к его изучению.

 

 

Спецкурс “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в ОВД” тесно взаимосвязан с такими дисциплинами, как информатика и математика (которая изучает методы реализации информационных процессов), социология (предметом которой является социальная си­стема, в которой индивид осуществляет свою социальную роль, исследующая тенденции в социальных системах), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), социальное управление (являющееся особым видом деятельности, направленной на упорядочение, согласование коллективных дейс­твий людей для достижения стоящих перед ними целей), и конечно статистика.

Основываясь на изучении уже перечисленных дисциплин, спецкурс представляет собой изучение информационных процессов в ОВД, являющихся базой для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

В Приказе Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»говорится, что

2.1. Регистрация - присвоение регистрационного номера объектам регистрации.

2.2. Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

2.3. Объекты регистрации - уголовное дело, материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

2.4. Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу.

2.5. Отдельный учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений о деяниях с признаками преступления, по которым лица, их совершившие, в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации не являются субъектами преступлений, а также сведений об указанных лицах. Порядок учета этих деяний сохраняется в полном объеме, однако сведения о них в общее число учтенных преступлений не включаются.

2.6. Регистрационные документы - регистрационные книги и журналы.

2.7. Учетные документы - журналы учета, статистические карточки (форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела; форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; форма N 5 - статистическая карточка о потерпевшем; форма N 6 - статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции; приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения), талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности (приложение), формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

2.8. Учтенный объект - объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

2.9. Укрытый от учета объект - объект учета, сведения о котором не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

 

Для своевременного удовлетворения своих потребностей в информации человек создавал определенные учеты. Именно в учетах накапливается и систематизируется информация. Они позволяют быстро найти требуемую информацию и провести ее детальный анализ необходимый для управления.

Сбор и анализ статистической информации с помощью типовых бланков, рассылаемых на места, начинает осуществляться в МВД России при первом министре внутренних дел В.П. Кочубее в 1807 году. В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. Первое антропологическое бюро, работа которого с первых месяцев существования дала положительные результаты, создается в 1890 году в Санкт-Пе­тербурге. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для наведе­ния справок о судимости, а также для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два пос­ледних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках[1]. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адре­сов дальних родственников и любовниц.

Начиная с 1917 года, когда на Народный комиссариат внут­ренних дел постановлением правительства "О рабочей милиции" бы­ли возложены задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедряются новые методы работы. Вместо карто­течного учета преступлений и лиц их совершивших, отчетов и оп­росных листов, применявшихся в полиции России, вводятся доклады с мест. Разрушается и почти теряется система учета преступлений и преступников. При разгроме сыскных отделений бывшие уголовни­ки старались уничтожить все материалы регистрационных бюро. Лишь через год система начинает возрождаться, когда решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел в структуре Центрального аппарата создается информационное подразделение и утверждается "Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел". Этот документ положил начало созданию информа­ционной службы органов внутренних дел. В этом Положении было впервые записано: "Ст.2. Статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении Комиссариата Внутренних Дел, а именно: ... 2) Статисти­ку милиционную (Статистику преступных случаев по родам и ви­дам), раскрытых и нераскрытых преступлений, социального состава привлеченных к милиционному дознанию и т.п.". В органах внут­ренних дел работа с информацией практически всегда регламенти­руется правовыми актами либо государственными, либо ведомс­твенными. Первое же информационное подразделение - регистрационное - дактилоскопическое бюро - создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Осознается и начинает подчеркиваться важность ин­формационного обеспечения. Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверж­дается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году Приказом начальника Центрального аналитического уп­равления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. НЭП, рост преступности повлекли за собой резкий рост объемов информации, появляются и обостряются проблемы работы с ней, в связи с чем функции управления информационной работой, отраслевых служб НКВД возлагаются на научно-статистическое бюро. В апреле этого же года ГПУ в своем приказе по вопросу дактилоскопирования лиц, задержанных при нелегальных переходах государственной границы, лиц, арестованных по подозрению в контрабанде или бандитизме, предлагало для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро. С упразднением ЦАУ, в 1929 году, создается Административно-организационное уп­равление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать Статисти­ческий отдел. Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования как информационной работы, так и ее правового обеспечения. Стоит заметить, что в дальнейшем с сох­ранением "традиций" и по сегодняшний день редкий год проходит без изменения или полной замены отчетности в ОВД. С одной сто­роны, эта бурная деятельность говорит о внимании к информацион­ному обеспечению, а с другой - раздражает людей, едва научив­шихся заполнять бланк отчетности и привыкших к нему за год, и поэтому ведет особенно в первый период введения новых бланков отчетности к ошибкам в их заполнении.

В последующий период (1930-1939 гг.) в связи с реорганиза­цией органов внутренних дел регистрационно-учетные аппараты бы­ли созданы при управлениях и самостоятельных отделах НКВД.

В 1935 году в связи с реорганизацией ОГПУ и объединением в одном ведомстве НКВД СССР органов госбезопасности и милиции приказом от 2 июля 1935 г. объявляется проведение в лагерях, колониях и тюрьмах единовременной дактилоскопической регистра­ции заключенных. Инструкцией, объявленной этим приказом, пре­дусматривалось, что органы НКВД в целях учета преступников и их преступной деятельности, ведут алфавитную и дактилоскопичес­кую регистрацию.

Таким образом, к середине 30-х годов сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заме­тить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты развивались и совершенствовались са­мостоятельно.

Рост информации в органах внутренних дел и необходимость ее оперативной обработки привели и к использованию новых техни­ческих средств в информационной деятельности МВД. Первое машин­но-счетное бюро было создано в начале 60-х годов в УВД Мосго­рисполкома и примерно в это же время в МВД Казахской ССР.

В этом же году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно-справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных организационно-штатных структур продолжался, и в 1962 году оперативно-справочная картотека в связи с переи­менованием министерства была преобразована в 1-й спецотдел.

С внедрением в деятельность органов внутренних дел появив­шейся в стране вычислительной техники начиная с 1968 года соз­даются новые структурные подразделения - вычислительные цент­ры, работавшие вначале в основном на машинах типа Минск-22, Минск-32. Однако единая структура информационной службы, объ­единившая информационно-статистические отделы органов внутрен­них дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 го­ду, с образованием при МВД СССР Главного информационного центра и утвержденной Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года типовой структуры информационных центров при МВД-УВД, а также их вре­менных типовых штатов (отмененных в 1985 году).

В МВД Башкирии информационный центр создан Приказом МВД СССР № 083 от 5.03.1973 года.

Приказом МВД СССР № 316 Главный информационный центр, включивший в себя и научные подразделения, переименовывается в Главный научно-исследовательский центр управления и информации Министерства внутренних дел СССР. В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план МВД СССР и перспектив­ный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где по сути дела впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа дан­ных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информацион­но-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов.

Несмотря на то, что ЭВМ начинают использоваться в МВД в конце 60-х - начале 70-х годов, внедрение вычислительной техни­ки в деятельность органов внутренних дел вплоть до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации органов внутренних дел РСФСР, велось бессистем­но. Приказ МВД СССР №104 от 5 июля 1991 отмечает переходный этап компьютеризации органов внутренних дел России от разроз­ненной, не связанной, устаревшей и программно-несовместимой вы­числительной техники, используемой в органах внутренних дел к стройной системе информационного обеспечения МВД России. Это было необходимо для разработки, внедрения, сопровождения и дальнейшего совершенствования типовых автоматизированных банков данных и комплексов автоматизированных систем управления как регионального, так и уровней горрайлинорганов, а также для их совместимости. Этот же Приказ утверждает Программу компьютери­зации органов внутренних дел РСФСР на 1991 год и ближайшую перспективу, в которой определяются основные направления созда­ния отраслевой информационно-вычислительной сети, разработки единого унифицированного методического, информационного, орга­низационно-правового и программно-математического обеспечения для перехода к интегрированным базам данных и другим информаци­онным технологиям. В Программе предусматривается выполнение комплекса работ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие законодательных, правоприменительных и правоохранительных орга­нов России на основе объединения в информационно-вычислитель­ной сети России локальных и территориальных распределенных ИВС ОВД, юстиции, прокуратуры, суда и арбитража[2]. В 20 июля 1992 г. вышел в свет Приказ об утверждении Типового положения ИЦ в системе МВД[3], оговаривавший основные задачи и функции ин­формационного центра. Перед ИЦ стояла задача обеспечения орга­нов и учреждений внутренних дел статистической, оператив­но-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической и ар­хивной информацией, а также задача проведения организационных и научно-технических мероприятий по созданию региональной ИВС, разработке и внедрению компьютерных комплексов на основе разра­ботанных ГИЦ принципов стандартизации информационного, норма­тивно-правового, математического и технического обеспечения АИС и ИВС общего пользования. К основным функциям ИЦ в этом Приказе относится представление в установленные сроки в ГИЦ статистической отчетности и сведений об основных показате­лях работы МВД, регламентированных нормативными актами МВД.

Таков краткий исторический обзор состояния информационных процессов и их технической поддержки в МВД России.

Для полноты картины вспомним из изученной вами дисциплины "Информатика и математика" как этот вопрос решается за рубежом. Несмотря на то, что за рубежом первые попытки использова­ния ЭВМ для нужд правоохранительных органов отмечаются еще в середине 50-х годов, активное их применение начинается лишь с середины 60-х годов.

Первенство в совершенствовании информационных процессов на основе использования вычислительной техники в деятельности правоохранительных органов признается за США, где уже в 1963 году функционировало 117 автоматизированных информационных систем[4]. В 1965 году опыт использования компьютеров в деятельности правоохранительных органов США обсуждался на международном кол­локвиуме, организованном Интерполом, что послужило толчком для ускорения разработки и использования АИС в органах внутренних дел во всем мире. В конце 70-х годов там же в США рождается идея создания типовых АИС на базе малых ЭВМ для средних и малых департаментов полиции. Разработкой и внедрением нескольких подобных АИС зани­малась международная ассоциация начальников полиции совместно с Бюро уголовной статистики Министерства юстиции США. К таким ти­повым АИС относятся: "CASS", "POSSE", "FMIS", "IMIS"[5]. Массив данных составляет информация полиции нес­кольких штатов, использующих эту систему, кроме того, она поз­воляет выйти на национальный центр информации о преступлениях и преступниках как находящихся на свободе, так и в местах лишения свободы на основе внедренных информационно-вычислитель­ных сетей и совместимости, как компьютеров, так и программного обеспечения.

Первые попытки использования ЭВМ в правоохранительных ор­ганах ФРГ датируются 1956 г., но наиболее активно компьютеры ста­ли применяться лишь с середины 60-х годов. В самом начале авто­матизированные системы не были объединены в общегосударственную систему разрабатывались и использовались разобщено в отдельных регионах[6]. Этот недостаток, а также и другие причины привели к тому, что лишь в 1972 году была введена в эксплуатацию только первая очередь главной полицейской информационной системы ФРГ "INPOL", к которой была возможность подключения 35 удаленных дисплеев. Через десять лет, создав общегосударственную систему, уже поя­вилась возможность подключения более чем 2,5 тысяч дисплеев. В середине 80-х годов эта система считалась одной из самых пере­довых в Западной Европе. Благодаря системе "Inpol" по запросу с абонентского пункта ЭВМ можно было получить в течение минуты необходимую пользователю информацию, в том числе и о лице, от­бывающем наказание[7]. Недостатком этой системы являлось то, что она разрабатывалась на основе традици­онных полицейских карточек. По мнению же германских специалис­тов, более рациональным является поиск по характерным признакам совершенных преступлений (подобная возможность заложена у нас в стране в информационно-поисковой карте АБД)[8].

Наиболее целесообразным, по мнению ряда западных авторов, считается кроме указанного выше, создание региональных массивов данных о преступниках с описанием совершенных ими преступлений и массивов данных о нераскрытых преступлениях (нечто подобное предусмотрено и в АБД).

Информационная система правоохранительных органов Австрии зародилась в середине 60-х годов и включает две части. Первая (AS) служит для решения статистических задач и анализа собранной информации управленческого характера. Вторая (EKIS) обеспечивает информацией оперативные подразделения и со­держит массивы: различных лиц, попадающих в интересы полиции, в том числе и осужденных уголовными судами Австрии; украденное имущество; угнанный авто-мототранспорт, зарегистрированный в Вене. Кроме того, для решения задач Интерпола создан и действует специальный массив АDP, обеспечивающий в основном вопросы канцелярской работы[9].

В Англии начало использования вычислительной техники в правоохранительных органах относится к середине 60-х. В 80-х годах в информационных системах полиции и спецслужб хранилось несколько миллионов специальных досье на граждан этой страны[10]. В настоящее время продолжает расширяться националь­ный вычислительный центр полиции. Планируется подключение его не только к ЭВМ полицейских управлений, но и к компьютерам ос­тальных ведомств Англии. Производится замена созданных ранее, но еще эксплуатируемых в настоящее время нескоординированных автоматизированных систем сбора и хранения информации различных уровней на единый национальный комплексный банк данных[11]. Продолжает совершенствоваться и информационное обес­печение тюрем. Так, например, в Англии Тюремное управление раз­рабатывает компьютерную информационную систему LIDS, представ­ляющую собой местный банк данных тюремного управления. Руково­дитель одной из частных тюрем описывает эту систему следующим образом: в тюрьмах создаются локальные информационные сети, подключение которых к LIDS планируется в ближайшие десять лет. В результате этого как тюрьма, так и Тюремное управление смогут получать интересующие данные о заключенном в любом учреждении или требуемую информацию о неоднократно отбывавшем наказание. Также планируется получение статистической информации из этой системы Министерством внутренних дел Англии[12].

Принципы организации учета преступлений и правонарушений в России, как составной части Единой системы государственной статистики России базируются на Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД РФ от 28 ноября 2001 года № 72/1058 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений";Приказе МВД РФ Государственного комитета РФ по статистике от 7 октября 2003 г. № 774/435 "О координации работ по проведению эксперимента по участию органов ГОСКОМСТАТА России в регистрации и статистическом учете преступлений". ПриказеГенеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

 

Формы официальной государственной статистической отчетности правоохранительных органов.

 

Интерпол Т409,Т478-Т486 SPS075-SPS077,SPS175
Прокуратура РБ SPS184
Министерство образования SPS186
   
Т118 каб.министров Совершено несовершеннолетними
Т119 каб.министров Совершено несовершеннолетними
Т120 каб.министров Совершено несовершеннолетними
Т121 каб.министров Совершено несовершеннолетними
Т122 каб.министров Сведения о несовершеннолетних
Т123 каб.министров Сведения о несовершеннолетних
Т124 каб.министров Сведения о несовершеннолетних
Т125 каб.министров Сведения о несовершеннолетних
       

Приказ МВД РФ от 18 декабря 1996 г. N 662 "Об утверждении форм статистической отчетности" (с изменениями от 25 января, 4 сентября 2003 г.)

Постановление Госкомстата РФ от 5 июня 1997 г. № 35 "Об утверждении форм ведомственной государственной статистической отчетности о преступлениях и лицах, их совершивших"

Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. № 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении"

 

 

(Место статистического учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел в общей системе учетов правоохранительных органов.)

В органах внутренних дел существуют две основные формы учета: учет по первичным служебным документам (справкам, рапортам и т.п.) и учет по вторичным (сводным) документам (картотеки, журналы, формы статистической отчетности). Кроме того, учеты обычно подразделяются по следующим направлениям: учет сил и средств; учет информации о внешней среде функционирования ОВД; учет информации об объектах управления и учет результатов деятельности по конкретным направления деятельности органов внутренних дел. Такие учеты представляют собой своеобразные информационные системы, охватывающие определен­ные направления, потоки или части информации, используемые в ОВД.

Как Вы помните из практики, хотя и краткой, поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства ОВД по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником ОВД в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем.

Вне ОВД, а также в ОВД, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники ОВД, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными законом Российской Федерации "О полиции" и Административным регламентов, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрировалась по прежнему в ЖУИ (Журнале учета иной информации о правонарушениях).

Укрытыми от регистрации считаются сообщения о преступлениях и иная информация о правонарушениях, если сведения о них не внесены в Книгу учета сообщений о преступлениях или Журнал учета иной информации о правонарушениях, а сами сообщения и иная информация не получили соответствующий регистрационный номер с момента их поступления в органы внутренних дел.

Приказ от 1 декабря 2005 г. № 985[13] отменил ранее действовавший приказ № 158 и заменил КУС и ЖУИ на КУСП (Книга учета сообщений о происшествиях).

Дежурные подразделений вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования, передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел для незамедлительной регистрации. Материалы проверки по фактам выявления подделки или уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделки государственного регистрационного знака транспортного средства незамедлительно направляются в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Поступившие по почте анонимные заявления о признаках совершенного или готовящегося террористического акта регистрируются в порядке, определенном Инструкции Приказа от 1 декабря 2005 г. № 985.

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении.

Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии.

При регистрации в дежурной части ОВД сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

Преступление, выявленное сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования иного преступления оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией.

Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения.

При передаче по территориальности в другой орган внутренних дел материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче сообщения о происшествии по территориальности (приложение N 3), о чем делается соответствующая отметка в КУСП, с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части.

Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев выявления признаков состава преступления, предусмотренного ст. 115 или ст. 116 УПК РФ, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, потерпевшему не известно).

Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

 

 

Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями Административного регламента, о чем отправитель уведомляется письменно (в случае поступления материалов их другого органа внутренних дел - заполненным талоном-уведомлением о передаче сообщения по территориальности).

При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штампо регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Проблемы совершенствования статистического учета сведений о состоянии преступности.

1. Компьютеризация первичного учета. В дежурных частях МВД РБ реализована задача регистрации поступающей информации в компьютерном виде на основе задачи КУСП. Это электронная КУСП позволяет сохранять всю поступившую информации, готовить отчеты, принимать оперативные решения.

2. Недостаток этого переходного этапа – дублирование информации – электронной и бумажный носитель КУСП.

3. Формы первичного статистического учета (Ф 1, 1.1, 2 и т.д.) заполняются следователями и дознавателями на бумажных носителях и передаются в штаб где уже инспектором штаба или оператором- программистом вводятся в компьютерную базу данных.

 

Основная:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Федеральный закон от 01 марта 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

Закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.

Приказ Генеральной прокуратуры России и МВД России от 28 ноября 2001 г. № 72/1058 "О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.

Приказ МВД РФ от 12.12.2011 № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.03.2012 № 23424).

Приказ МВД РФ от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 г. № 24633).

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета, № 13, 25.01.2006.

Дополнительная:

Амиров А.Р., Михайлов В.И., Андреев Н.Д. Основы управления и делопроизводства в организациях: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

Михайлов В.И., Андреев Н.Д., Амиров А.Р., Курбанов Д.А. Основы управления в органах внутренних дел: учебник (часть 1) / под ред. доктора юридических наук, профессора Ф.Б. Мухаметшина; 2- изд., перераб. и доп. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007.

Михайлов В.И., Андреев Н.Д., Амиров А.Р., Курбанов Д.А. Основы управления в органах внутренних дел: учебник (часть 2) / под ред. доктора юридических наук, профессора Ф.Б. Мухаметшина; 2- изд., перераб. и доп. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007.

 


[1] Инструкция чинам сыскных отделений. –С.- Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1910, с.8

[2] Приказ МВД РСФСР №104 от 5 июля 1991 г. "Об утверждении Программы компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу."

[3] Приказ МВД РФ № 235 от 20 июля 1992 г. "Об утверждении Типового положения об ИЦ в системе МВД".

[4] Selected Mechanized Scientific and Technical Information Systems. – Washington. 1982. April.

[5] Police chiel. 1982. – N 9.

[6] Computer in Dienste der Polizei //Kriminalistik. 1967. –N 21.

[7] Wirtschaftssutz+Sicherheittechir,1986. - N 3

[8] Боклет Р. ЭВМ в национальном информационном центре полиции ФРГ. //США 1986, № 7, с.22-24

[9] Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. –М.: Международные отношения, 1990, с.224; Чекмарев Ю.В. Основные направления развития автоматизированных систем связи полиции капиталистических государств. Труды Акад. /Под ред. Полежаева. –М., 1988, с.90-96.

[10] Хальбхар Р. Классовый характер применения методов и средств кибернетики в правовой деятельности в капиталистических странах //Правовая кибернетика социалистических стран. –М., 1987, с.418

[11] Times. May 27. 1986.

[12] Intersec vol. 3 N1. May 1993, с.16-18

[13] Отменен. Приказ МВД РФ от 01 марта 2012г. №140.