Виды капиталов в структуре человеческого капитала.

Таблица2

Виды капитала Показатели качества
Физический (в т. ч. Капитал здоровья) - Он связан с состоянием здоровья, уровнем работоспособности хозяйственных агентов, а также их внешними физическими данными, которые могут использоваться для мобилизации других видов ресурсов. Различия физического капитала определяются способностью к труду, инкорпорированной в теле потенциального или реального работника. Его объективированная форма представлена физическими и психическими качествами, позволяющими рабочей силе реализовывать своё предназначение в трудовом процессе. Институциональное оформление физического капитала представляет собой капитал здоровья и осуществления путем выдачи медицинских заключений. Данный вид капитала лежит в основе физико-генетической стратификационной системы. Здесь отношение к человеку или группе определяется уровнем здоровья, трудоспособности и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости. В данном случае неравенство утверждается воспроизводством различий в способности к труду.
Трудовой - Трудовой капитал составляют знания и профессиональные способности человека, позволяющие выполнять ту или иную конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации работника, его навыкам и опыту.
Интеллектуальный - Интеллектуальный капитал – это совокупность врожденного и развивающегося интеллектуального богатства человека в форме его интеллектуальной культуры. Интеллектуальный капитал воплощается в изобретения, полезные модели, а также в фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания и отражается на счете нематериальных активов предприятий. Без интеллектуального капитала немыслим современный конкурентноспособный агробизнес. Интеллектуальные ресурсы личности –это сформированные в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека. Интеллектуально богатыми являются люди, которые демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей общей и профессиональной подготовкой, хорошими тактическими способностями, умеют принимать правильные решения стоящих перед ними проблем и обеспечить их выполнение. Каждое из этих свойств может быть разложено на составляющие компоненты.
Организационно-предпринимательский - Способность к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами – вот далеко не полный перечень незаменимых качеств работника в условиях конкурентной экономики. Использование предпринимательских способностей в бизнесе и управлении становиться особым видом человеческого капитала. При рыночный экономике выжить, а тем более победить конкурентов, невозможно без мощного потенциала предприимчивости и организаторского таланта.
Культурный - Культурный капитал – это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.
Социальный - Представляет собой «ресурсы социальных отношений и сетей отношений, облегчающих действия индивидуумов за счёт формирования доверия, определения обязанностей и ожиданий, формулирования и внедрения социальных норм, создания ассоциаций; принадлежность к определенному социальному кругу, членство в группе, коммуникабельность индивида.
Символический - Способность человека к воспроизводству мнений, компетенция обозначает способность человека к производству мнений. В инкорпорированном состоянии он означает наличие легитимной компетенции (legitimate competence) – признаваемого права интерпретировать смысл происходящего; говорить, «что есть на самом деле» (например, какова «истинная ценность» того или иного капитала). Это также способность навязывать определенное понимание другим агентам. Важнейшую роль в его функционировании играет манипулирование разными способами оценок имеющихся и потенциальных ресурсов (символическое насилие). В этом отношении все прочие виды капитала зависят от символического капитала.
Образовательный – Это совокупное образовательное богатство человека в форме его образовательной культуры; личная собственность обладателей дипломов и учёных степеней. Именно на этом уровне особое значение играют интеллектуальные ресурсы личности.
Морально-нравственный - Морально-нравственный капитал –это морально-нравственная культура человека. Само слово «мораль» происходит от латинского modes – обычаи, нравы. Мораль – это особая, культурно-нормативная форма вне биологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, оральные отношения, моральные поступки.

 

Четвёртая причина– это социально-экономические реформы в России не возможны без модернизации образования. Таким образом, проблема начинает осознаваться как стратегический ресурс не только социального или экономического развития России в XXI веке, но, в немалой степени, и как условие её выживания. Тем более, что сегодня ощущение неадекватности российского образования при всех его достоинствах и недостатках является слишком очевидным для представителей самых разных политических позиций. Вне зависимости от того, рассматриваем ли мы историю постсоветского образования в контексте освобождения от оков тоталитаризма, либо же, напротив, рассуждаем о прошедших годах в залоге деградации и утраты былых достижений, современное состояние российского образования не удовлетворяет никого. Наиболее тревожными является то обстоятельство, что не менее негативно оцениваются и тенденции изменения образовательной ситуации. Итак, признание необходимости самых серьёзных («модернизационных») перемен оказывается всеобщим. Понятие «модернизация» оказывается достаточно непривычным для отечественной педагогической традиции. Большинство предыдущих усовершенствований в советской и российской школах происходили под эгидой реформирования, развития, совершенствования, -при этом концепт оставался невостребованным.

Нам представляется важным уточнение понятия «модернизация образования». В словаре русского языка С. И. Ожигова дано следующее определение «Модернизировать 1. Вводя усовершенствования, сделать (делать) отвечающим современным требованиям. [Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1972. С.327]

В педагогическом словаре читаем: «Модернизация – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества» [Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е. С. Рапацевич – Мн.: «соврем. Слово», 2005, С. 323]. Общим для вышеприведенных определений являются – усовершенствование, приведение в соответствие с новыми требованиями. Во втором определении подчеркивается, что модернизация необходима для повышения качества образования.

Концептуализация процесса модернизации образования происходит с 2000 – 2002 годы, когда публикуются следующие документы: «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования на 2001 – 2005 годы», «Концепция модернизации российского образования». Основными приоритетами государственной политики в области образования были обозначены:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, предполагающее сочетание государственных гарантий в образовании на уровне государственного стандарта, а также включение механизмов кредитования на получение платных образовательных услуг, реструктуризации образовательных учреждений.

2. Создание условий для повышения качества общего образования, включающее реализацию компетентностного подхода, оптимизацию, дифференциацию и индивидуализацию образовательных программ; создание системы независимой экспертизы результатов образовательной деятельности.

3. Создание условий для повышения качества профессионального образования, включающее создание системы мониторинга образовательных потребностей, определяющее развитие среднего и начального профессионального образования, интеграцию науки, образования, производства.

4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании, сочетающее меры по наращиванию финансовой поддержки государства с внедрением новых механизмов многоканального финансирования.

5. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

6. Управление развитие образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Нельзя не отметить некоторую противоречивость положений заявленной государственной образовательной политики. Например, реализация принципа доступности подразумевает сохранение основных достижений советского этапа, которое обеспечивало не только доступность, но и обязательность полного среднего образования. В документах речь идёт об «обеспечении доступности новыми средствами и в новых условиях», что подразумевает использование механизмов многоканального финансирования, в том числе привлечение родительских и спонсорских средств. Налицо противоречие: политическая идея обеспечение доступности образования приводит к реальному снижению возможностей бесплатного получения образования для наиболее бедных семей и к прогрессирующему расслоению общества.

Следующий парадокс связан с тем, что взгляды, не получившие своего развития в нормативных документах, зачастую формулируются как частное мнение, руководителей образования, и именно в этом качестве приобретают идеологический характер. В частности, если в Законе РФ «Об образовании зафиксировано представление об образовании как безусловном приоритете государственной политики, то в современных дискуссиях гораздо чаще озвучивается следующая позиция: образование, также как и армия, милиция, здравоохранение, является бюджетополучателем, и должно доказывать свою эффективность, для того чтобы сохранять или наращивать своё финансирование.

Как очень точно замечает А.М.Новиков человечество резко перешло в совершенно новую постиндустриальную эпоху своего развития, поэтому возникла необходимость перехода от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества. Далее автор проводит сравнение основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществе. (Новиков А.М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. – С. 9-10)

Смена парадигм образования

Таблица 4

Компоненты парадигм Индустриальное общество (когнитивная, традиционная парадигма) Постиндустриальное общество (личностно-ориентировання парадигма)
Ценности - образование для общественного производства; - образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
Мотивы - образование обучающихся как обязанность;     - деятельность педагога как исполнение профессионального долга - заинтересованность обучающихся в образовании, удовольствие от достижения результатов - заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы - ответственность за учение обучающихся несет педагог; - авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия - обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; - авторитет педагога создается за счет его личностных качеств;
Цели - направленность образования на приобретение научных знаний;   - образование в молодости как «запас на всю жизнь»; - направленность образования на овладение основами человеческой культуры; - образование в течение всей жизни;
Позиции участников учебного процесса - педагог передает знания; - педагог над обучающимися; - педагог создает условия для самостоятельного учения; - педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство;
Формы и методы - иерархический и авторитарный методы; - стабильная структура учебных дисциплин; - стабильные формы организации образовательного процесса; - акцент на аудиторные занятия под руководством педагога; - демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные формы организации образовательного процесса; - акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства   - основным средством является учебная книга; - учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка - контроль и оценка производятся преимущественно педагогом; - смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся