Многоаспектность образования
(по Б.С.Гершунскому).
Аспект | Содержание аспекта образования |
Образование как ценность; | 1. образование как ценность государственная: образование является интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства, но необходимы специальные государственные механизмы, в частности материальная поддержка государственных образовательных учреждений, специальная кадровая политика, чтобы реально обеспечивать престиж образования в государстве; 2. образование как ценность общественная: разные слои общества видят ценности образования по-разному; зрелость гражданского общества определяется тем, насколько его представителям удается добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интересах развития страны; 3. образование как ценность личности: качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию его жизненных интересов и личностных способностей. |
Образование как система; | 1. дошкольное образование – дошкольные образовательные учреждения; 2. общее образование –начальное общее (4-летняя начальная школа); основное общее (9-летняя общеобразовательная школа); среднее (полное) общее (11-летняя общеобразовательная школа); 3. профессиональное образование:начальное профессиональное (профессионально-технические училища); среднее профессиональное (средние специальные учебные заведения); высшее профессиональное (высшие учебные заведения); 4. послевузовское профессиональное образование –аспирантура, ординатура, адъюнктура; институты и факультеты повышения квалификации. 5. дополнительное образование детей –музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, юных натуралистов. |
Образование как процесс | 1. специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые результаты образования; 2. содержание образования (необходимая информация и социальный опыт); 3. организационные формы процесса образования (индивидуальные, коллективные, групповые); 4. средства образования: информационные (книги, учебные пособия, программные продукты), средства наглядности, технические средства; 5. педагогические технологии – совокупность и система способов реализации целей образования в конкретных педагогических условиях. |
Образование как результат | 1. «Грамотность» - своеобразный «стартовый» уровень образования, который обеспечивает человеку возможность для дальнейшего продолжения образования. 2. «Компетентность» - выражает способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой потребности и навыков в области самообразования. 3. «Образованность» характеризует достаточно широкий кругозор личности в различных областях жизни природы, общества и человека. |