Типология городов.

В нашем случае типология городов представлена в качестве метода исторического исследования. Рассматриваемая далее типология была отработана М. Вебером на истории города.

Он выделил идеальные типы, то есть типы, постоеннные вокруг некоторых абстрактных характеристик, несоответствующих никаким конкретным городам, но фиксирующих их важные принципиальные черты.

Предложенная Вебером типология городов, прежде всего, содержит социально-экономические характеристики. Основой типологии стал принцип организации городской жизни, реализуемый в программах и проектах развития городов.

Для построения типологии выделяется два основных направления в понимании города.

1. Город рассматривается как форма закрепления определенных фокусов территорий, мест проявления действий высших духовных сил. В европейской культуре это представлено через идею небесного града, являющегося образцом для всех земных городов, и сама история христианской цивилизации, представлена как история реализации небесного града в формах общественного устройства. Получившая распространение в 60-70 – е годы идея проектирования города с опорой на дух места, так называемый genius loci, является современной мирской интерпретацией функции города как посредника, медиатора между мирами, видимыми и невидимыми, земным и небесным (схема D).

1. Представление города как способа создания особой пространственно-временной организации за счет, которого активизируются процессы социокультурного развития. Пользуясь введенным М.М. Бахтиным понятием хронотоп, можно сказать, что город – это такой хронотоп в котором, ускоряются все процессы взаимодействия внутри общества: обмен, общение, коммуникация, кооперация и прочее. Создание такого хронотопа предполагает способ его отграничения, выделения в окружающей среде, механизмы дифференциации и способы удержания в нем множественности социальных и культурных форм.