Прикладное методологическое познание

Прикладное предметное познание

На низшей стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.

Предметная наука (предметное учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями.

Предметная область – это «дискретный кусок действительности», объединяющий вполне конкретную совокупность взаимосвязанных объектов, процессов и явлений, на которые направлена познавательная деятельность человека.


 

 

Предметная наука на основе анализа фактов занимается изучением свойств рассматриваемых объектов познания, выявлением закономерностей и законов развития этих свойств, а также разработкой научных методов и рекомендаций по оценке, синтезу, оптимизации требуемых свойств объектов и по их практическому применению.

 

Оптимизация – это выбор наилучшего варианта среди возможных [3].

 

Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования (предметоведение и т.д.), обычно позволяющие явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, учение Дарвина и пр.). Возникновение предметных наук и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней познания.

На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий.

Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания.

Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д.

Движущими факторами развития науки является создание и совершенствование методов решения научных и практических задач и проблем на основе проведения научного исследования.


 

 

Методология формирует представление о последовательности выполнения научного исследования: даёт научное обоснование основных компонент проводимого исследования – его объекта и предмета, методы анализа специфических особенностей задач (проблем) исследования, методы формирования совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи (проблемы) заданного типа и проверки их применимости.

 

Как известно:

объект исследования – это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;

предмет исследования – та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.

 

Наиболее важные точки приложения методологии:

– выявление объекта и предмета исследования;

– постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);

– построение метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;

– решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории;

– анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов;

– оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов.

Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке:

объект исследования – боевые действия (БД) войск;

предмет исследования (варианты):

1) планирование БД,

2) ведение БД,

3) обеспечение БД и т.д.


 

 

Предмет одного исследования может превратиться в объект другого исследования. В нашем случае:

объект исследования – обеспечение БД;

предмет исследования (варианты):

1) боевое обеспечение,

2) техническое обеспечение,

3) тыловое обеспечение и т.д.

Приведенные примеры представляют собой объекты и предметы исследования на предметном уровне познания. Примеры объекта и предметов исследования на методологическом уровне познания:

объект исследования – методы обеспечения БД;

предмет исследования (варианты):

1) методы боевого обеспечения,

2) методы технического обеспечения,

3) методы тылового обеспечения и т.д.