Исторические типы мировоззрений

Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру.

Мировоззрение может быть обыденным и теоретическим. Обыденное мировоззрение – это такая система взглядов, которая формируется на основе знаний, полученных из обыденной жизни в результате повседневной практической деятельности людей. Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.

Философское мировоззрение определяется характером её предмета. Как мы отмечали, предметом философии является мир как целое, человек и его отношение к миру с точки зрения всеобщих свойств, связей, закономерностей. И, следовательно, основу мировоззрения составляет философия. Философия – это теоретическое ядро любого мировоззрения .

Основными уровнями мировоззрения принято считать:

миропонимание;

мировосприятие;

мироотношение.

Миропонимание, или картина мира, – это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления, имеют в виду именно данный уровень мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно–практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие – это эмоционально–чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения – мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, – это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

В процессе духовного развития человечества сложились3 исторические формы мировоззрения – мифология, религия и философия. Мифология– наиболее ранняя форма общественного сознания и способ понимания мира, основанный на устных преданиях и легендах.

Основные черты мифологического мировоззрения

1) Антропоморфизм – перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2) Персонификация – олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3) Авторитарность – обоснование происходящего через авторитет.

4) Мифология – первая форма целостного теоретического знания, в котором соединяется гносеологическое и эстетическое, коллективное и индивидуальное, бессознательное и сознательное.

5) Миф – материально-вещественное, чувственно-теоретическое бытие.

6) Миф – это символический, поэтический, но вместе с тем и фата литический рисунок жизни, в котором самая невероятная бытийная фантастика соединяется с абсолютно бытовым реализмом.

Таким образом, миф – это больше чем первоначальная форма знаний, это вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни.

Религиозное мировоззрение развивается из недр мифологического, также апеллирует к эмоциям, фантазиям, но имеет принципиальное отличие от мифологии. Религия вводит в сознание человека всемогущую силу – Бога, – который стоит над природой, вне природы, творит весь сущий мир из ничего. В отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное (потустороннее), а разводит их на два противоположных полюса.

Основные черты религиозного мировоззрения

Религия (лат. – благочестие - святость; связывать – соединять)- это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога.

1) В основе религиозного сознания лежит признание реального существования двух видов бытия: сверхъестественного и естественного.

2) Наличие религиозной веры.

3) Наличие культовой системы.

4) Религиозные мировоззрения проявляются на обыденном и теоретическом уровне.

5) Обыденный уровень – совокупность образов, представлений, чувств, стереотипов поведения, присущих верующим. Теоретический уровень – система идей, разработка и пропагандой которых занимаются религиозные организации, профессиональные богословы и служители культа. Идейным источником теоретического религиозного сознания выступает Святое Писание (Библия – у христиан, Типитака – у буддистов, Коран – у мусульман).

3. Неудовлетворенная потребность в целостном познании и осмыслении мира и места человека в этом мире привела к появлению новой более высокой форме мировоззрения – философии.