Волевая регуляция поведения.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего пове­дения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внут­ренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.

Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиямотносятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, со­вершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения.

В от­личие от них, произвольные действияосуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля.

Преодоление препятствии и трудностей требует так называ­емого волевого усилияособого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

 

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по­стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при­ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре­следования цели, умения сдерживать себя.

Цели действия определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности.

 

 

Воля является социально сформированным психорегуля­ционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объек­тивные условия деятельности, понимание человеком необхо­димости определенного поведения. Все волевые действия действия сознательные. В волевом акте подавляются теку­щие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Основные функции волевых процессов:

1инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, де­ятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия;

2стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода;

3ингибирующая состоит в оттормаживании других, ча­сто сильных мотивов и желаний, других вариантов по­ведения, не согласующихся с главными целями деятель­ности (и поведения) в тот или иной момент времени.

 

Волевые действия бывают простыеи сложные.

К простым волевым действиям относят те, при ко­торых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автома­тически.

Для сложного волевого действияхарактерны следу­ющие этапы:

1осознание цели и стремление достичь ее;

2осознание ряда возможностей достижения цели;

3появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4борьба мотивов и выбор;

5принятие одной из возможностей в качестве решения;

6осуществление принятого решения;

7преодоление внешних препятствий, объективных труд­ностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.