Научная критика советской периодической печати

В процессе научного анализа советской периодики необходимо учитывать категорию издания, характер издателя, тираж, потенциальный круг читателей, источники получения информации и отдельных материалов. При работе особенно с журналами нужно также обращать внимание на состав редколлегии. Все это накладывало отпечаток на достоверность и полноту данных, содержащихся в издании. Как и раньше, и позднее, в прессе советского периода могли печататься материалы, не прошедшие достаточной проверки, но далеко не всегда на них публиковались опровержения. Массовый подход к периодике необходим, но формализация показаний данного источника, не всегда позволяют выявить многообразие материалов. В то же время важность и значимость такого подхода, предполагающего широкое применение количественных методов исследования, особенно контент-анализа, не вызывают сомнений.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

 

При подготовке к зачету необходимо обратить внимание на базовые понятия, связанные с изучением теоретических вопросов источниковедения. Существеннейшее внимание следует уделить рассмотрению исторического источника в свете учения об информации, проблемам классификации источников, вопросам эвристики, а также основным стадиям источниковедческого анализа. Для лучшего усвоения материала, связанного со стадиями научной критики источников, студенту необходимо ясно представлять основные приемы внешней и внутренней критики исторического источника и специфику применения этих приемов при определении подлинности источника, правильном прочтении его текста, определении времени, места, условий и обстоятельств его создания, атрибуции, истолковании и определении полноты, достоверности, научной значимости исторического источника.

При подготовке к экзамену основное внимание следует уделить специфике источниковой базы в отдельные периоды отечественной истории и основным приемам научной критики источников – как в целом, так и применительно к отдельным видам и/или историческим периодам.

Опыт приема как зачета, так и экзамена выявил, что наибольшие трудности встречаются при выявлении знания студентами терминологии, связанной с классификацией и отчасти видовой спецификой источников. Для избежания трудностей рекомендуется справочно-методическое пособие по источниковедению истории России (Магнитогорск, 1999), разработанное составителем данного УМК.