Источниковедческий анализ источников личного происхождения
Классификация эпистолярных источников
Долгое время в советском источниковедении использовалась классификация эпистолярных источников по функциональному назначению. Переписка подразделялась на:
· деловую;
· хозяйственную;
· переписку с родными;
· личную и деловую переписку.
В 1980-е годы была сделана попытка классифицировать переписку по социальной принадлежности и общественному положению авторов и адресатов. Критерием современной классификации выступает социальная функция переписки. Такая группировка писем была разработанная Е.И. Марасиновой, которая выделила три основных типа:
1. традиционно-ритуальные (прошения, жалобы, рекомендации, благодарности, соболезнования, поздравления; информативные письма4 семейная переписка бытовой тематики);
2. эмоционально-интимные (основное их назначение, заключается в беседе с адресатом, для них не существует четких тематических границ, в них прослеживается самоанализ и сосредоточение на внутренних переживаниях);
3. интеллектуально-эмоциональные (в отличие от предыдущих, акцент в них делается на передачу мировоззренческой позиции и взглядов).
[2] Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура: Проблемы источниковедения советской истории / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1994. С. 158-198.
При анализе необходимо изучить личность автора, время и место описываемых событий, временную протяженность. При раскрытии личности автора важно установить его психологический склад, адекватность, положение, занимаемое автором в происходивших событиях, степень осведомленности и них. Необходимо выявить источники, которые использовал автор для создания своего труда, определить причины обращения к ним.
Для проверки полноты и достоверности источников личного происхождения используется метод сопоставления с другими источниками, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой исследуемых источников.
При анализе писем первым делом необходимо провести внешнюю критику, задача которой выявить:
ü автора;
ü адресата;
ü место отправления;
ü место назначения;
ü дату отправления;
ü дату прибытия;
ü способ пересылки.
Основными задачами источниковедческого анализа переписки являются:
1. определение личности автора;
2. степень его осведомленности;
3. мотивы и время написания письма;
4. время опубликования письма;
5. раскрытие основного содержания письма;
6. установление степени его достоверности.
Методом исследования при такой постановке задач является «взаимопроверка и сравнение показаний разных авторов, полемика между ними и их взаимная критика, внутренняя противоречивость и алогичность сообщаемого»[3].
[3] Вольфсон С.Б. Письма И.В. Турчанинова и его жены к А.И. Герцену и методика источниковедческого изучения писем // Источниковедческие исследования: Сборник статей. М. 2004. С. 196-197.