Источниковедческий анализ источников личного происхождения

Классификация эпистолярных источников

Долгое время в советском источниковедении использовалась классификация эпистолярных источников по функциональному назначению. Переписка подразделялась на:

· деловую;

· хозяйственную;

· переписку с родными;

· личную и деловую переписку.

В 1980-е годы была сделана попытка классифицировать переписку по социальной принадлежности и общественному положению авторов и адресатов. Критерием современной классификации выступает социальная функция переписки. Такая группировка писем была разработанная Е.И. Марасиновой, которая выделила три основных типа:

1. традиционно-ритуальные (прошения, жалобы, рекомендации, благодарности, соболезнования, поздравления; информативные письма4 семейная переписка бытовой тематики);

2. эмоционально-интимные (основное их назначение, заключается в беседе с адресатом, для них не существует четких тематических границ, в них прослеживается самоанализ и сосредоточение на внутренних переживаниях);

3. интеллектуально-эмоциональные (в отличие от предыдущих, акцент в них делается на передачу мировоззренческой позиции и взглядов).

 

[2] Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура: Проблемы источниковедения советской истории / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1994. С. 158-198.

При анализе необходимо изучить личность автора, время и место описываемых событий, временную протяженность. При раскрытии личности автора важно установить его психологический склад, адекватность, положение, занимаемое автором в происходивших событиях, степень осведомленности и них. Необходимо выявить источники, которые использовал автор для создания своего труда, определить причины обращения к ним.

Для проверки полноты и достоверности источников личного происхождения используется метод сопоставления с другими источниками, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой исследуемых источников.

При анализе писем первым делом необходимо провести внешнюю критику, задача которой выявить:

ü автора;

ü адресата;

ü место отправления;

ü место назначения;

ü дату отправления;

ü дату прибытия;

ü способ пересылки.

Основными задачами источниковедческого анализа переписки являются:

1. определение личности автора;

2. степень его осведомленности;

3. мотивы и время написания письма;

4. время опубликования письма;

5. раскрытие основного содержания письма;

6. установление степени его достоверности.

Методом исследования при такой постановке задач является «взаимопроверка и сравнение показаний разных авторов, полемика между ними и их взаимная критика, внутренняя противоречивость и алогичность сообщаемого»[3].


[3] Вольфсон С.Б. Письма И.В. Турчанинова и его жены к А.И. Герцену и методика источниковедческого изучения писем // Источниковедческие исследования: Сборник статей. М. 2004. С. 196-197.