Система права и система законодательства

Соотношение системы права и системы законодательства имеет непосредственное практическое значение. Теоретические решения в данной области влияют на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы официальных форм выражения права.

Методологической основой для установления соотношения системы права и системы законодательства являются общие закономерности соотношения права и формы его выражения. Применительно к отечественной правовой системе речь идет о соотношении права и закона – основного источника выражения права, под которым понимается вся совокупность действующих нормативно-правовых актов.

Право – это и есть правовой закон. Не может быть права за пределами форм своего выражения, за их пределами можно найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.

Объективные основания системы права, безусловно, находятся в социальной среде, но реально существовать система права может лишь в системе законодательства. Наиболее правильна характеристика их соотношения как содержания (система права) и формы (система законодательства).

Вместе с тем, система права и система законодательства – хотя и тесно связанные, но разные системы. Они имеют разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.

Система законодательства имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по юридической силе, начиная от Конституции государства и заканчивая локальными нормативными актами.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации в сфере законодательства.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп, таких, как, например, молодежь, женщины, ветераны.

Таким образом, систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям:

1) первичным элементом системы права является норма, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт;

2) система права выступает в качестве содержания, система законодательства – в качестве формы;

3) система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, система законодательства – субъективно, так как зависит от воли законодателя;

4) система права имеет первичный характер, система законодательства – производный;

5) система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

6) в системе права не может быть комплексных структурных образований, в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры;

7) система права и система законодательства не совпадают и по объему, так как право может проявляться и в иных формах помимо законодательства, с другой стороны, законодательство может содержать помимо норм права и иные элементы (преамбулы, реквизиты и т.д.).


Тема 12. Типология права. Современные правовые системы (семьи)

(РП, Тематический план, п/н 12 (Стр.7); Содержание курса «Тема 12» (Стр. 16); Планы СЗ «Тема 12» (Стр.70);

М/м лекция № 12;

СХиОП (Стр._____).

1. Типология права: понятие, подходы

Как уже было сказано в лекции, посвященной типологии государств, типология представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государственно-правовой действительности и состоит в классификации права по видам.

Исходными посылками типологии права, также как и типологии государства являются следующие положения.

Во-первых, это то, что развитие человеческого общества, а вместе с ним и права, представляет собой непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.

Во-вторых, этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения права, а также с коренными изменениями основных принципов его организации и функционирования.

В-третьих, процесс перехода государства от одной ступени к другой, от одного типа к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюционности государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, скачкообразности, и как следствие этого – революционности.

Здесь же уместно будет напомнить, что социальный смысл и назначение данного процесса заключается в следующем:

1) идеи о типах права дают ключ для правильного понимания процесса его естественно-исторического развития и последовательного перехода от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому;

2) процесс типизации права позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития правовых явлений, свойственных всем без исключения типам права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам права;

3) в процессе типизации права создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития права, его последовательного перехода от одного типа к другому;

4) типология права создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на строго научной, подтвержденной практическими данными основе.

С учетом изложенного, типология – это разделение права различных государств на правовые системы в зависимости от характера права, способов его образования, применения; в зависимости от этнических, расовых, географических, религиозных и иных особенностей современного состояния и исторического развития общества, а исторический тип права – это совокупность основных черт, свойственных правовым системам определенных общественно-экономических формаций или определенных цивилизаций.

Согласно сложившемуся в настоящее время представлению о типологии права наиболее распространенными являются так называемые формационный и цивилизационный подходы.

Поскольку дефиниции общественно-экономической формации, равно как и дефиниции цивилизации было уделено достаточно внимания при рассмотрении типологии государств, предлагаю перейти непосредственно к типам права, выделенных на основе того и другого подхода.