История развития отечественного источниковедения. Определение источниковедения

Элементы «донаучного» практического источниковедения формировались в XIV – XVII вв. и выявлялись в составлении летописей, актов, приказной документации, исторических трудах и др.

Качественно новый этап в развитии источниковедения наступил в XVIII в., когда в ходе становления исторической науки началось формирование вспомогательных исторических дисциплин. На данном этапе

· вырабатывались первые теоретические представления об историческом источнике;

· составлялись первые списки источников;

· закладывались основы археографии.

Процесс формирования в отечественной исторической науке теоретических представлений о методах и методике изучения исторических источников начался в XIX в.

Термин источниковедение появился в середине XIX века и трактовался как «приведение в известность памятников прошлого». Причем, исследователи игнорировали критический анализ исторического источника. Впервые обзор использованных исторических документов сделал историк К.Н. Бестужев-Рюмин в работе «Русская история». С 1880 г. историк В.О. Ключевский читал в Московском государственном университете специальный курс «Источники русской истории».

В начале ХХ века на представления отечественных источниковедов оказывает влияния школа Бернгейма. Под источниковедением понималось выявление источников подлежащих исследованию, критика текстов документа, проверка фактов, их классификация и интерпретация текста. В первой четверти ХХ века Лаппо-Данилевский в обзор использованных исторических источников включал изучение истории, строения (дипломатика) и интерпретации (герменевтика) текста. При таком подходе возникла необходимость установления подлинности источника и передаваемых им фактов.

Вопрос выработки определения источниковедения сохранил свою актуальность и в советское время. В 1920-1930-е гг. историк Саар предложил отнести к источниковедению эвристику, критику и дипломатику. Он рассматривал источниковедение как синтез вспомогательных исторических дисциплин (ВИД), как часть археологии. Следует отметить, что на данном этапе четкой грани между источниковедением и вспомогательными историческими дисциплинами не было. Зачастую источниковедение понималось как совокупность ВИД, но некоторые исследователи включали источниковедение в археологию. В 1930-е Альтман расширил трактовку и предложил на место археологии поставить источниковедение. В 1940-е гг. М.Н. Тихомиров стал рассматривать источниковедение как самостоятельную историческую дисциплину, предметом которой являются письменные исторические источники, а задачей их изучение и обработка. Однако это не устраняло многозначности в понимании и определении задач.

Спор об определении предмета, задач, объеме понятия источниковедения тесно смыкаются со спором о том, является ли источниковедение вспомогательной или специальной исторической дисциплиной. В настоящее время, общепринятым является отнесение источниковедение к специальным историческим дисциплинам. Но источниковедение может быть и вспомогательной. Вспомогательными историческим дисциплинами являются дисциплины, которые возникли как отрасли исторической науки. «Специальными» исторические дисциплины являются в зависимости от предмета, а «вспомогательными» - в зависимости от функций в процессе исторического исследования. Однако существует мнение, что источниковедение не тождественно ни одной из специальных исторических дисциплин (СИД) и не представляет собой их механическую совокупность. Во-первых, у источниковедения свои специальные задачи и свой специальный предмет. Во-вторых, к задачам СИД не относится классификация источников. В-третьих, у СИД отсутствуют задачи определения полноты, достоверности, репрезентативности и научной значимости источников.

В 1960-1970-е гг. специалистами предпринимается ряд попыток выработать единое определение, но безрезультатно. Данная проблема сохранила свою актуальность до настоящего времени.

Отсутствие единого определения так же связано с существованием двух основных подходов к источниковедению. Сторонники видового подхода полагают, что источниковедение – это комплекс отраслей исторического знания по изучению отдельных видов исторических источников. Приверженцы проблемного подхода считают, что источниковедение - это комплекс отраслей исторического знания по изучению проблем общих для всех источников.

Современное определение источниковедения выработали ученые РГГУ.

Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывают теорию, методику и технику изучения исторических источников[1]. Данная дисциплина традиционно уделяет наибольшее внимание письменным историческим источникам.