Порядок разработки, принятия и изменения Устава муниципального образования.
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. «Разработка» включает:
1. подготовку проекта устава;
2. согласование его с заинтересованными муниципальными и государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями;
3. обсуждение населением соответствующего муниципального образования и т.п.
Закон не указывает конкретный орган (или органы), которые вправе разрабатывать проект устава, а относит это к компетенции в целом муниципального образования. Следовательно, разработать проект устава вправе:
- депутаты или комиссия (комитет) представительного органа местного самоуправления;
- глава муниципального образования;
- инициативная группа граждан соответствующего муниципального образования;
- местные общественные объединения и движения.
Участие государственных органов в разработке Устава муниципального образования возможно, однако, при условии, если на это есть юля соответствующего муниципального образования. Без согласия последнего, а тем более вопреки ему, подобная деятельность : государственных органов будет считаться противозаконной. Конечно, разрабатывая проект устава муниципального образования, его разработчики не могут игнорировать государственные структуры, действующие на данной территории. И здесь вполне уместна согласованность действии. Вместе с тем, навязывание со стороны соответствующих государственных органов муниципальным образованиям тех или иных проектов их уставов, или так называемых «типовых уставов», является вмешательством в их компетенцию.
Незаконно, когда субъекты РФ в своем законодательстве обязывают муниципальные образования предварительно согласовывать проекты своих уставов с соответствующими государственными органами (например, управлением юстиции) давать экспертные заключения на эти проекты. Безусловно, что предварительное экспертное заключение на с проекты уставов муниципальных образований желательно иметь, однако, делать это должны независимые экспертные организации и лица, а не государственные органы, тем более те, которые в последующем должны будут регистрировать эти уставы.
Если ранее допускалось принятие устава населением муниципального образования на референдуме или сходе, то в соответствии с Законом №131-ФЗ устав, кроме единственного вышеназванного исключения, принимается только представительным органом местного самоуправления.Вместе с тем, по Закону № 131-ФЗ население не только не отстраняется от участия в разработке и принятии устава, но и в обязательном порядке участвует в данном процессе.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав должен быть официально опубликован (обнародован) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений. Одновременно с опубликованием проекта требуется опубликовать (обнародовать) установленный представительным органом поселения прядок учёта предложений по проекту, а также порядок участия граждан в его обсуждении.
Проект устава (изменений и дополнений к нему) должен выноситься на публичные слушания. После прохождения всех процедур, связанных с обсуждением населением основных положений Устава (изменений и дополнений), проект выносится на рассмотрение принимающего органа (схода или представительного органа).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.