ПОСТРОЕНИЕ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Рис. Графическое изображение реального отношения 1:M

Рис. Графическое изображение реального отношения 1:1

ТИПЫ СВЯЗЕЙ

Все информационные объекты предметной области связаны между собой. Различаются связи нескольких типов, для которых введены следующие обозначения:

• один к одному (1:1);

• один ко многим (1 :М);

• многие ко многим (М:М).

Пусть дана совокупность информационных объектов, отражающих учебный процесс в вузе:

СТУДЕНТ (Номер, Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Группа)
СЕССИЯ (Номер, Оценка1, Оценка2, Оценка3, Оценка4. Результат )
СТИПЕНДИЯ (Результат, Процент)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Код преподавателя, Фамилия, Имя, Отчество)

Связь один к одному (1:1) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует не более одного экземпляра инфор­мационного объекта В и наоборот.

Пример 15.16. Примером связи 1:1 может служить связь между информационными объектами СТУДЕНТ и СЕССИЯ:

СТУДЕНТ <-> СЕССИЯ

Каждый студент имеет определенный набор -экзаменационных оценок в сессию.

При связи один ко многим (1:М) одному экземпляру информационного объекта А соответствует О, 1 или более экземпляров объекта В, но каждый экземпляр объекта В свя­зан не более чем с 1 экземпляром объекта А. Графически данное соответствие имеет вид, представленный на рис. 15.20.

Пример. Примером связи 1:M служит связь между информационными объекта­ми СТИПЕНДИЯ и СЕССИЯ-СТИПЕНДИЯ <-» СЕССИЯ

Установленный размер стипендии по результатам сдачи сессии может повторяться многократно для различных студентов.

Связь многие ко многим (М:М) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует О, 1 или более экземпляров объекта В и наоборот. На рис. 15.21 графически представлено указанное соответствие.

Рис. Графическое изображение реального отношения М.М

Пример. Примером данного отношения служит связь между информационны­ми объектами СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

СТУДЕНТ <*-» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Один студент обучается у многих преподавателей, один преподаватель обучает многих студентов

 

Основная цель проектирования базы данных — это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте. При создании баз данных следует придерживаться методологии нормализации отношений.

Процесс проектирования информационных систем является достаточно сложной задачей. Он начинается с построения инфологической модели данных, т. е. идентификации сущностей. Затем необходимо выполнить следующие шаги процедуры проектирования даталогической модели, т. е. мифологическая модель должна быть: отображена в компьютеро-ориентированную даталогическую модель, «понятную» СУБД:

1. Представить предметную область в виде совокупности отдельных независимых друг от друга объектов, каждый из которых будет описываться своей таблицей.

2. Для каждой таблицы определить ключевые поля; установить связи между таблицами; для каждой связи определить тип.

3. Разработать структуру каждой таблицы: перечень полей, их типы и свойства.

4. Заполнить таблицы данными.

5.Разработать необходимые запросы к БД, входные и выходные формы и отчеты.

6.Предусмотреть возможность автоматизации часто выполняемых действий путем создания макросов и программных модулей.