ПОСТРОЕНИЕ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Рис. Графическое изображение реального отношения 1:M
Рис. Графическое изображение реального отношения 1:1
ТИПЫ СВЯЗЕЙ
Все информационные объекты предметной области связаны между собой. Различаются связи нескольких типов, для которых введены следующие обозначения:
• один к одному (1:1);
• один ко многим (1 :М);
• многие ко многим (М:М).
Пусть дана совокупность информационных объектов, отражающих учебный процесс в вузе:
СТУДЕНТ (Номер, Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Группа)
СЕССИЯ (Номер, Оценка1, Оценка2, Оценка3, Оценка4. Результат )
СТИПЕНДИЯ (Результат, Процент)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Код преподавателя, Фамилия, Имя, Отчество)
Связь один к одному (1:1) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует не более одного экземпляра информационного объекта В и наоборот.
Пример 15.16. Примером связи 1:1 может служить связь между информационными объектами СТУДЕНТ и СЕССИЯ:
СТУДЕНТ <-> СЕССИЯ
Каждый студент имеет определенный набор -экзаменационных оценок в сессию.
При связи один ко многим (1:М) одному экземпляру информационного объекта А соответствует О, 1 или более экземпляров объекта В, но каждый экземпляр объекта В связан не более чем с 1 экземпляром объекта А. Графически данное соответствие имеет вид, представленный на рис. 15.20.
Пример. Примером связи 1:M служит связь между информационными объектами СТИПЕНДИЯ и СЕССИЯ-СТИПЕНДИЯ <-» СЕССИЯ
Установленный размер стипендии по результатам сдачи сессии может повторяться многократно для различных студентов.
Связь многие ко многим (М:М) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует О, 1 или более экземпляров объекта В и наоборот. На рис. 15.21 графически представлено указанное соответствие.
Рис. Графическое изображение реального отношения М.М
Пример. Примером данного отношения служит связь между информационными объектами СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
СТУДЕНТ <*-» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Один студент обучается у многих преподавателей, один преподаватель обучает многих студентов
Основная цель проектирования базы данных — это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте. При создании баз данных следует придерживаться методологии нормализации отношений.
Процесс проектирования информационных систем является достаточно сложной задачей. Он начинается с построения инфологической модели данных, т. е. идентификации сущностей. Затем необходимо выполнить следующие шаги процедуры проектирования даталогической модели, т. е. мифологическая модель должна быть: отображена в компьютеро-ориентированную даталогическую модель, «понятную» СУБД:
1. Представить предметную область в виде совокупности отдельных независимых друг от друга объектов, каждый из которых будет описываться своей таблицей.
2. Для каждой таблицы определить ключевые поля; установить связи между таблицами; для каждой связи определить тип.
3. Разработать структуру каждой таблицы: перечень полей, их типы и свойства.
4. Заполнить таблицы данными.
5.Разработать необходимые запросы к БД, входные и выходные формы и отчеты.
6.Предусмотреть возможность автоматизации часто выполняемых действий путем создания макросов и программных модулей.