Казахстана. Эпоха камня и бронзы

Лекция № 1. Введение. Первобытное общество на территории

Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции(К.С. Лебединская, О.С. Никольская) основана на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. Основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребёнка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно лёгкими формами РДА, применение его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами представляется весьма проблематичным.

В дополнение к описанным выше методам применяются и другие меры терапевтического характера, которые не являются основными при социализации, но могут оказать существенное влияние на эффективность основного подхода:

Медикаментозное лечение– как правило, психотропные медикаменты малоэффективны при лечении аутичного ребёнка. Длительное время, как и у взрослых, их обычно не применяют. Однако некоторые медикаменты могут быть полезны в острых периодах в течение ограниченного времени для смягчения симптомов, особенно мешающих ребёнку. В настоящее время не существует лекарств, которые привели бы к несомненному улучшению состояния всех аутичных детей и воздействовали бы на все имеющиеся у них симптомы, и тем более лекарств, способных привести к полному избавлению от аутизма. Медикаментозное лечение обязательно должно сочетаться с педагогическим и терапевтическим сопровождением.

Психотерапия аутичного ребёнка – психотерапевтическое сопровождение аутичного ребёнка не всегда может быть осуществлено сразу, и показания для него выявляются со временем. Когда оно становится возможным, то может проводиться либо в стенах учреждения, где осуществляется сопровождение ребёнка, либо за его пределами. Как правило, психотерапия не назначается отдельно. Чаще всего речь идёт о терапевтическом воздействии, дополняющем терапию в учреждении. Эти сеансы психотерапии опираются на психоаналитические теории, в частности, разработанные Klein M. и её последователями (Haag J., Houzel D.), которые чётко сформулировали цели и методы психоаналитической терапии. Основная цель терапии – организовать внутренний мир ребёнка путём интерпретации пережитого им опыта, его страхов, симптомов и их вербализации. Houzel D. было уточнено значение пространства, в котором должно проходить это лечение: предоставление ребёнку игрового оборудования и материалов для рисования, что постепенно позволит ему обрести возможность изображать свою воображаемую жизнь. Автор настаивает на важности постоянства пространства и времени проведения сеансов, на их периодичность (3-4 раза в неделю), а также на условиях, по которым допускается перенесение сеансов, на способе, которым ребёнок организует свою связь с терапевтом, исходя из своего собственного психического опыта. Этот тип терапии не может осуществляться без «терапевтического альянса», т.е. полного включения ребёнка и его родителей в терапевтический процесс.

Были предложены и другие методы психотерапии аутичных детей, в частности, групповая психотерапия (Haag J.). В ряде случаев некоторые исследователи использовали психотерапию в диаде «мать-дитя» на дому (Haag J., Houzel D.).

В России психотерапия при работе с аутичными детьми широкого распространения не получила.

Метод облегчённой коммуникации разработан в Австралии Crossly R., широкое распространение получил во Франции с 1993 г.

А.М. Vexiau утверждает, что использование этого метода позволяет лицам, лишённым речи, выражать свои мысли, печатая на компьютере при помощи «облегчающего» этот процесс помощника, который поддерживает руку пациента.

Цель метода – добиться того, чтобы ребёнок, запомнив расположение букв на клавиатуре, мог печатать при постепенном ослаблении поддержки помощника. Авторы метода выдвигают идею о том, что аутичные дети, возможно, обладают не только внутренними способностями мыслить и символизировать, но и достаточно изощрёнными грамматическими и синтаксическими способностями. С этой точки зрения, отсутствие речи, якобы, - следствие апраксии (неврологически не доказанной). Это, в свою очередь, является причиной неспособности выражаться словесно или письменно. Поддержка ребёнка помощником за руку якобы сглаживает это нарушение.

Несмотря на успехи, о которых заявляют некоторые родители и приверженцы этого метода, различные научные исследования, нацеленные на то, чтобы оценить его возможности, на сегодняшний день не дали никакого убедительного доказательства.

В настоящее время выделяется много факторов, способствующих успешной социализации детей с аутизмом, но основными среди них являются:

· Тяжесть и глубина аутистических расстройств;

· Ранняя диагностика (уже в первые месяцы жизни);

· Максимально раннее начало специализированной коррекции, её комплексный медико-психолого-педагогический характер;

· Консолидация усилий специалистов и семьи.

Значение работы специалистов, безусловно, велико, но ведущая роль в социализации ребёнка с аутизмом всё же принадлежит семье. Дело не только в том, что ребёнок больше всего времени проводит со своими близкими, но и в том, что семья представляет собой первую «модель» общества, в которой ребёнку предстоит наладить взаимодействие, и от успешности функционирования в которой напрямую зависит успешность функционирования в мире вне дома.

Многое зависит от того, найдёт ли в себе семья силы начать коррекционную работу непосредственно после постановки диагноза, не теряя драгоценного времени, т.к. в подобной ситуации часть семей занимает пассивно-страдательную позицию.

Однако, даже если семья активно борется за своего ребёнка, рано или поздно встаёт трудно разрешимый вопрос о продолжении занятий вне дома. Очевидно, что это – важная составляющая успешной социализации. Однако в нашей стране отсутствует какая-либо система помощи аутичным детям. Специализированных учреждений для детей с аутизмом в России катастрофически мало (по одной школе в С.Петербурге и Москве, Центр Лечебной педагогики в Москве). Зачастую наличие диагноза «аутизм» само по себе является препятствием для поступления ребёнка в учебное учреждение (в основном с подобной проблемой родители сталкиваются при попытке устроить ребёнка в детский сад). А если ребёнка и берут в ДОУ, очень вероятно, что долго он там не удержится (либо не берут, либо быстро выводят, либо сам ребёнок резко отрицательно реагирует на посещение учреждения). В большинстве учреждений ребёнка с особыми потребностями просто терпят, не пытаясь включить в занятия и понять истинную причину трудностей. Дети с аутизмом школьного возраста принимаются в специализированные школы (7 или 8 вида), либо в массовые школы. Но помещение ребёнка с аутизмом в массовую школу, хотя и кажется оптимальным разрешением ситуации, происходит, как правило, без должной психолого-педагогической поддержки, что усугубляет поведенческие проблемы. Предпринимаются попытки создания специальных классов при массовых школах для детей с аутизмом, но широкого распространения эта практика на сегодняшний день не получила, и оценить её эффективность пока сложно. Оптимальным вариантом выхода из сложившейся ситуации было бы создание службы психолого-педагогической поддержки. Однако педагоги, как правило, не готовы к включению в эту систему, а должность специального педагога-помощника не предусмотрена штатным расписанием и вряд ли возможна по финансовым соображениям. Кроме того, работа как основного педагога, так и педагога-помощника требует определенного уровня специальных знаний, что на практике встречается нечасто. Однако, анализ практического опыта и литературных источников (Питерс Т., 2005; Никольская О.С., 2005; Селигман М. и Дарлинг Р.Б., 2007, Морозов С.А, 2006) позволяет предположить, что даже при современном уровне развития образовательной системы такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует соблюдения ряда условий:

· Опережающей готовности ребёнка к обучению в плане академических навыков;

· Определённого уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе;

· Психолого-педагогической поддержки специалистов по поддержке РДА;

· Достаточной дефектологической подготовленности педагога массового образовательного учреждения;

· Юридической защищённости аутичного ребёнка, обучающегося в массовом (или иного типа) учебном учреждении, т.е. учитывать особенности такого ребёнка должно быть вменено в обязанность педагога и администрации.

Нельзя не отметить, что успешной адаптации ребёнка в коллективе часто препятствуют сами родители и педагоги, проявляя максимальное усердие в обучении академическим навыкам в ущерб необходимым занятиям по общению и эмоциональному развитию. Продвижение в речевом развитии и возможность ребёнка овладеть учебными навыками (чтением, письмом, счётом) являются для родителей главными критериями успешности будущей социальной адаптации ребёнка. Они забывают о том, что важно не только сформировать у аутичного ребёнка определённую сумму знаний и умений, но и включить его в ситуацию активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, причём оптимально, если у ребёнка будет возможность общения с социально развитыми детьми, не имеющими проблем, связанных с аутизмом. В этом случае ребёнок получает возможность следовать образцам нормального поведения. Разрабатывая приёмы формирования адекватного поведения, нельзя не учитывать особенности эмоционального и личностного развития аутичных детей, иначе помощь не будет по-настоящему эффективной и дети не смогут применить в самостоятельной жизни полученные знания и навыки.

Необходимо отметить, что работа, которая проводится только с использованием «теоретического» материала (рассказов, иллюстраций, теоретического моделировании) малоэффективна, ведь ребёнок с аутизмом воспринимает «теоретическую» и реальную ситуации как две разных. Т.о., практикум в повседневной жизни необходим, причём в него должны быть включены не только педагоги-дефектологи и психологи, но и родители. Акцент имеет смысл делать не на усвоении новой информации, а на осмыслении уже имеющейся, её конкретизации, детализации, эмоциональном окрашивании.

Необходимо вести работу и с детьми, окружающими аутичного ребёнка, разъясняя им на доступном, в зависимости от возраста, уровне причину странного поведения ребёнка. Нужно отметить, что, к сожалению, в настоящее время подобная работа в стенах учреждений не практикуется.

И российские, и зарубежные авторы едины в мнении, что уровень интеллектуального и речевого развития являются наиболее надёжными показателями для прогнозирования последствий аутизма и уровня обучаемости. Дети, начинающие говорить до пятилетнего возраста, также имеют более оптимистичные перспективы в будущем.

Однако, несмотря на все трудности, неизбежные в процессе социализации аутичного ребёнка, необходимо отметить, что с возрастом практически все аутичные дети имеют выраженную в разной степени положительную динамику развития. Повышаются возможности коммуникации с близкими и посторонними людьми, совершенствуются навыки самообслуживания.

По данным группы исследователей ИКП РАО, (Никольская О.С. и др.) , при своевременно начатом и правильно организованном коррекционно-развивающем обучении, 60% лиц с аутизмом продолжают обучение в массовой школе, 30% - в специализированных школах, а 10% оказываются в состоянии освоить навыки самообслуживания и элементарные формы коммуникации.

Необходимо отметить, что эти данные существенно отличаются от данных зарубежных исследователей (Lotter, 1978): приблизительно в 10% случаев удаётся достигнуть нормального уровня функционирования (дети посещают массовую школу); в 20% случаев достигается удовлетворительный результат, при котором наблюдается прогресс в учёбе и социальной сфере, несмотря на значительное отставание в речевом развитии; почти в 70% случаев, то есть в подавляющем большинстве, результаты неудовлетворительны; наблюдается лишь незначительный прогресс на фоне существенного отставания в развитии, дети вынуждены находиться под постоянным присмотром

Т.о., данные результатов значительно разнятся, что связано, видимо, с различными критериями и методами как первичной, так и итоговой диагностики при обследовании детей дошкольного возраста с аутизмом.

Говорить о социальной нише, занимаемой взрослыми людьми с аутизмом, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития чётких границ этого понятия для людей с аутизмом установить не представляется возможным. Gliedman и Roth (1980) полагают, что люди с последствиями аутизма обречены страдать от безработицы, трудностей в поиске работы и заниженной зарплаты в большей степени, чем их здоровые сверстники. Кроме того, они могут стать жертвами проблем с карьерным ростом, бедности, развода, частых госпитализаций, недостаточного образования и социальной изоляции. Всё это, по словам исследователей, не только и не столько связано с их психическими ограничениями, сколько является последствием индивидуальных и социальных реакций на наличие нарушений. Однако, известны случаи, когда аутисты профессионально занимались искусством, наукой, становись людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов и т.п. Общим является то, что если аутичный ребёнок обучен чему-либо, то в силу приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили, демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает и творческого подхода к делу. Работать плохо аутист не может. При правильном воспитании и обучении аутичного ребёнка общество получает ответственного за свою работу человека, какой бы эта работа ни была – от физика-теоретик, до уборщика мусора. В США и странах Западной Европы людей с тяжёлыми формами аутизма обучают различным «непрестижным» профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже если будет разработана соответствующая правовая база, проблему социализации людей с аутизмом в нашей стране это не решит. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от общества и родителей в целом. Для решения этой проблемы необходимы различные по структуре формы работы. Для этого нужна помощь государства, в том числе и финансовая. Реализация всего этого позволит сделать серьёзный шаг в направлении более полного включения аутичного ребёнка в социум, что значительно облегчит жизнь и ему, и его близким. Однако, также очевиден факт, что социализация аутичного ребёнка в обществе «обычных» людей возможна, и дальнейшие научные разработки в этом направлении актуальны на сегодняшний день.

 

 

небединский (1985) определил как искажённое развитие) ьную социальных навыков; один и тот же ребёнок может в одних с

 

1. Цель и задачи изучения курса «История Казахстана». Источники изучения истории Казахстана.

2. Периодизация каменного века. Палеолит, мезолит, неолит.

3. Памятники эпохи бронзы на территории Казахстана.

Цель лекции:показать значимость курса дисциплины «История Казахстана» в становлении каждого гражданина республики, дать знания по периодам каменного и бронзового веков на территории Казахстана.

Ключевые слова:объективныезакономерности, исторические источники, антропогенез, гоминид, родовая община, патриархат, матриархат, неолетическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.

1. Цель и задачи изучения курса «История Казахстана». История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Цель курса – ознакомить студентов с закономерностями развития общества в период древности, средневековья, нового и новейшего времени, специфическими терминами и понятиями, показать особенности каждого периода в истории Казахстана.

Задачи: 1) усвоение фактический материала, изучение исторических закономерностей развития общества; 2) формирование исторического сознания с объективных позиций, аналитического мышления у студента путем методики проблемных занятий; 3) ознакомление с ролью отдельных личностей в историческом процессе; 4) воспитание казахстанского патриотизма; 5) формирование навыков устной речи, работы с источниками и картой.

По истории Казахстана имеется широкий комплекс источников, который включает следующие разделы: археолого-этнографические, письменные и устные источники. Археология и этнография, расширяя и углубляя историю Казахстана, служат основой для суждений о древнейшей, древней и средневековой истории. Благодаря усилиям археологов на территории Казахстана были открыты памятники каменного века. Самый большой массив составляют письменные источники, которые делятся на несколько групп. В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота и географа Страбона, историка Менандра, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в эпоху железа и раннего средневековья.Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно записывали их («Ши цзы» Сыма Цяня и др.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманулы. В 1992 г. историки казахи КНР написали книгу “Древняя история казахов”.Следующую группу составляют ирано-язычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен первого тыс. до н.э.Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Такие произведения, как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “половецкой степи”, т.е. на территории от Дуная до Алтая.Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья.

Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн аль-Факиха, путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в XIII веке. В XV веке подробные записи о Дешт-и-Кыпчаке оставил арабский путешественник Ибн-Батут. Наиболее полные сведения об истории образования Казахского ханства представлены в работе М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди», К. Жалаири «Жами ат-тауарих» («Сборник летописей»). Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые: П.С. Паллас, И.П. Фальк, И.Г. Георги, Н.Я. Бичурин, А.И. Левшин.

2. Периодизация каменного века. Палеолит, мезолит, неолит.В археологии разработана своя периодизация истории человечества, которая делится на эпохи камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры по общности археологических памятников, относящихся к одному времени и сосредоточенных на определенной территории.

Началом становления человека является каменный век (2,5 млн. лет назад - III тысячелетие до нашей эры), то есть охватывает более 2 млн. лет. Каменный век делится на древний - палеолит, средний - мезолит, новый - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний.

Ранний палеолит (2 млн. лет назад-140 тыс. лет назад). Появление древнего человека питекантропа, синантропа. В 1958 г. археологическая экспедиция Х. Алпысбаева обнаружила следы стоянок вгорах Каратау (Бориказган, Танирказган, Шабакты, Казангап). В Центральном Казахстане были найдены стоянки Кудайколь, Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу реки Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Общественная организация – человеческие стада. Основные занятия – охота, собирательство. Человек уже знал и применял огонь. Ручное рубило (чоппер) – основной вид орудия раннего палаеолита. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называлась ретушью. В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, просто ударял их друг о друга – техника оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька.

Средний (мустье) палеолит (140-40 тыс. лет назад). Неандертальский тип человека. Началось охлаждение климата, что соответствовало ледниковым периодам Европы.

Распространение человека на территории Казахстана - в южных, центральных и восточных частях (до верховьев Иртыша). Это стоянка Ч. Валиханова, обнаруженная Х.А. Алпысбаевым в 1958 г. в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане - это находки в среднем течении реки Сарысу, в урочище Батпак севернее Караганды. В Западном Казахстане - на полуострове Мангышлак. Стоянки - Алгабас, Огизтау, Улкен Акмая.

Общественная организация – большие общины, поскольку загонная охота требовала участия большого количества людей. Крупнейшим достижением мустьерского человека было – открытие способа добывания огня трением. Происходило совершенствование техники обработки орудий труда: орудия изготавливаются из дисковидных нуклеусов (ядрищ). В эпоху мустье появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований.

Поздний палеолит (40-12 тыс. лет назад), охватывает всю территорию Казахстана. В то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило формирование рас и расовых групп.Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Родовая организация была матрилинейной. Это было время формирования человека современного физического типа homo sapiens. Усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии. Главная тема первобытного искусства - изображение животных, резьба, скульптура. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений. Наскальные изображения животных в Тамгалы, Танбалытас, выполненные минеральными красками на стенах и потолках пещер, с изображением животных, сцен охоты и ритуальных плясок.

Памятниками позднего палеолита являются в Южном Казахстане стоянка Ачисайская западнее поселка Чулак-Курган, в Восточном Казахстане на берегу реки Бухтармы - стоянка Пещера, стоянки Канай, Свинчатка и другие. Орудия труда палеолита представлены находками каменных изделий хребта Каратау в Южном Казахстане, на Иртыше в Восточном Казахстане, в районе реки Сарысу и Северном Прибалхашье. Техника изготовления орудий стала сложной: отжимная ретушь – оформление лезвия путем отдавливания тонких чешуек камня с помощью костяных и роговых пластин.

Мезолит (12-5 тыс. лет назад). Потепление климата, бурное таяние ледников. В 12 тыс. до н.э. началось формирование современного климата и животного мира Казахстана. Исчезновение крупных животных (вымерли мамонты и шерстистые носороги). Охота на мелких животных. Появились вкладышевые орудия, у которых основа сделана из дерева, в нее вставлялись каменные пластины.

Изобретение лука и стрел.. Был также изобретен буменранг – серповидное изделие из дерева с дальностью полета 100 м. Возрастание роли рыболовства. Появляется лодка и рыболовная снасть.

Появление стоянок по всей территории Казахстана. Мезолитические стоянки располагались на берегах рек, озер. Это бассейны Иртыша, Ишима, Урала. Известны мезолитические стоянки на Мангыстау (Кызылсу). Стоянки – Бетпак, Екибастуз.

Следующими этапами развития явились неолит - новый каменный век и энеолит - медный век, как переходный к веку металла. Неолит - новый каменный век (V тыс.- III тыс. до н.э.) и энеолит (III - вторая четверть II тысячелетия до н.э.) - медный век, как переходный к веку металла. «Неолитическая революция»: на смену потребляющему хозяйству приходит производящее, т.е. на основе охоты и собирательства развились скотоводство и земледелие. Применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались миниатюрные каменные пластины (микролиты), орудия труда - каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки.

Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда и общей собственности на средства производства. Вместе с тем, это было время более высоких форм организации общества: образования племён или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединённых кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

Обнаружено 600 стоянок, 7 погребений. Типы неолитических стоянок: родниковые, речные, озёрные и пещерные. Одна из особенностей неолитических памятников в том, что большая их часть – стоянки открытого (наземного) типа. Неолитические стоянки: Караунгур в пещере к северу от одноимённого села на одноимённой речке в Южно-Казахстанской области. В Западном Казахстане это стоянка Кульсары в Атырауской области, в Восточно-Казахстанской области – стоянка Кызыл Су на речке Кызыл Су недалеко от села Белокаменка, в Северном Казахстане - стоянки Пеньки, в этой же части Казахстана найдено несколько неолитических погребений. Местный неолит сформировался на Мангыстау, например, стоянка Сенек, на полуострове Бузачи - стоянка Шебир.

Территория Казахстана не имеет контрастных природных зон и не расчленена естественными рубежами, поэтому на ней формировалась достаточно однородная материальная культура. В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентрации древних стоянок. В Западном Казахстане это, кельтеминарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), охватывающая значительную часть Казахстана и Средней Азии, в Акмолинской области - атбасарская культура, получившая свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, в Восточном Казахстане – усть-нарымская культура, а также маханджарская культура; большинство памятников которой находится в Торгайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др.).

Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в частности медных орудий. Это проявляется в новых археологических типах: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Орудия труда – кремневая индустрия, отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребла, скребки. Получает распространение коневодство и культ коня. Погребения располагались в пределах поселений, встречались захоронения коллективные и одиночные. Антропологический тип насельников был протоевропеоидный. Энеолит представлен ботайской культурой, названной так по характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области, она отражает степной энеолит Северного Казахстана и датируется III-II тыс. до нашей эры.

3. Бронзовый век. Бронзовый век делится на три периода: ранняя XVIII-XVI вв. До н.э., средняя XV-XIII вв. до н.э., поздняя XII-VIII вв. до н.э. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н.э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство.

На рубеже первой - второй четверти II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. В степной части Восточной Европы и Казахстана индоевропейская языковая и культурная общность стала известна современной науке в качестве носителей срубной и андроновской культур.

Археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки) племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б.В. Андриановым. В 1927 г. археолог М.П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана.

Признаки андроновской культуры.

Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляемом большинстве 1) вели оседлый образ жизни. Их посёлки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы 2) занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Главным признаком андроновской культуры является 3) своеобразный погребальный обряд с трупоположением на боку, в скорченном состоянии, в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград различных конфигураций - прямоугольной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей. Иногда труп сжигали.

Следующим признаком андроновской культуры было 3) изготовление посуды ручной лепки, которая в отличие от предшествующей, круглодонной, была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали 4) специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежда в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, браслеты со спирально закрученными концами.

Памятники андроновской культуры: в Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений; более 150 могильников андроновской культуры (на реке Нура, Атасу, аула Дандыбай близ Караганды, в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье). Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний – нуринский, средний – атасуйский, поздний – бегазы-дандыбаевский. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура, характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Средний - атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поздний - бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. Первые раскопки были проведены археологической экспедицией во главе А.Х. Маргуланом. Для неё характерно сохранение андроновских традиций, а с другой стороны – появление новых элементов – особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды. Наряду со скорченным трупоположением встречаются трупоположения вытянутые на спине. Эта культура также характеризуется появлением новых форм глиняной посуды с геометрическим орнаментом, а также наличием большого количества шахт по добыче меди. Хозяйственная жизнь бегазы-дандыбаевцев была основана на кочевом скотоводстве

В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. Одно из них: Аркаим - на границе Челябинской и Костанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудкук. В районе Каратау – могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.

Хозяйство андроновцев.Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт на основе которого происходило формирование культуры раннихкочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. Домашние промыслы.В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой, формовали на болванках, посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Уже были известны ткацкий станок и веретено.

Общественное устройство.Андроновцы жили в больших домах, большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация, появились социальные слои – родовые вожди, жрецы, военачальники. Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за исполнением родовых обычаев и традиций.

Религия и искусство. Древние арии были приверженцами зароастризма – религии с верой в единственного, несотворимого и вечного бога, творца всех прочих божеств (ахур) и всего благого – Ахура Мазду, которые в результате триады – «благой мысли», «благого слова» и «благого дела» должны были сокрушить Анхра Манью, «Злого Духа», предводителя демонов-дэвов.

Пантеон и эпос ариев были увековечены изобразительно в урочище Тамгалы в 170 км. к северо-западу от Алматы, в горах Анрахай. Древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, т.е. ко времени андроновцев. Эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют на повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища – возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа».

Человек в эпоху брозны поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков. В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

Существовали вера в загробную жизнь, культ огня. Ритуал жертвоприношения: главным жертвенным животным был конь. Культ домашнего очага: он считался домашней святыней, разрушение очага было самым страшным проступком. Культ предков, обычай поминок. Обычай запрета («табу»).

Искусство было тесно связано с религией.

1. Скульптура (каменные фигурки богов)

2. Наскальные изображения – петроглифы. Казахстан – один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков. Рисунки Тамгалы, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достаянием мировой культуры.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом.