Цена и ценовая политика фирмы
Домашнее задание: конспект лекций. Высказывание о воспитании.
Вопрос 4: Цели и задачи воспитания
Вопрос 3 Современные подходы к воспитанию
Вопрос 2. Особенности и функции воспитания
Воспитание как основная категория педагогики в ее общекультурной, социальной трактовке есть общая, вечная и конкретно-историческая категория.
Общий характер воспитания заключается в том, что с момента своего появления оно присуще любому обществу на любом этапе его цивилизационного развития вне зависимости от времени, географического места и характера исторического развития. Воспитание вечно постольку, поскольку вечно человеческое общество: если оно исчезнет — не будет и воспитания.
Конкретно-исторический характер воспитания проявляется в том, что цели, задачи, содержание, методы, средства, система образовательных учреждений являются совершенно конкретными для определенной страны, государства, и при этом даже в одном государстве оно меняется в процессе исторического развития и всегда соответствует определенному этапу его существования и становления, отвечая на запросы именно этого периода. Это легко проиллюстрировать на примере развития воспитания в любом государстве в его исторической ретроспективе.
Таким образом, воспитание играет очень большую роль в жизни любого государства, любого общества. В последние годы мы это видим очень отчетливо. Живя во времена серьезных социальных перемен, когда на достаточно продолжительный период проблемы воспитания и образования подрастающего поколения как бы ушли на второй план, мы видим результаты этого: беспризорность, безнадзорность, безнравственность среди подрастающего поколения приобрели устрашающие масштабы. Страна без детей и их целенаправленного качественного воспитания и образования — страна без будущего.
Рассмотрим социальные функции образования и воспитания в современном обществе.
Гуманистическая функция проявляется практически во всех сферах общественного сознания. От того, какое место в общественном сознании отведено человеку и детству как социальным ценностям, зависит цель, содержание, методы и средства, суть государственного подхода к воспитанию и образованию. НА. Бердяев писал о том, что судьба человека, которая лежит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель, сверхисторический процесс, сверхисторическое разрешение судьбы истории в ином, вечном времени. Иными словами, отбор содержания передаваемой культуры, гуманизирующего сознание подрастающего поколения, гуманность формируемых в процессе воспитания и обучения отношений человека к самому себе и другим людям залог гуманизации всех сфер жизни человека.
Культурологическая функция вытекает из самого определения воспитания как способа передачи культуры и ее ценностей от поколения к поколению. Именно благодаря воспитанию и образованию накопленные культурные ценности сохраняются, передаются, обогащаются и пополняются. Образование и воспитание—путь вхождения человека в мир науки и культуры. «Образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» (Г. Гадамер).
Функция духовного воспроизводства проявляется в том, что происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений. Образование и воспитание обеспечивают формирование мировоззрения человека, его ценностных ориентации и моральных принципов.
Профессионально-экономическая функция обеспечивает подрастающее и взрослое поколения возможностью получения определенной профессии и переквалификации в связи с изменениями на рынке труда, решения вопросов личного благосостояния и участия в развитии экономики всей страны. От уровня образованности и грамотности населения во многом зависит то, насколько каждый человек может освоить современные информационные и иные технологии, что напрямую определяет уровень развития экономики страны, ее мирового престижа как сильной и надежной в экономическом смысле державы.
Очень актуальна в настоящее время подготовка подрастающего поколения к семейной жизни. Если дети растут без установки на брак, рождение детей и их воспитание, у них не формируется ответственность перед последующими поколениями, разрушаются многие социальные нормы и ценности. Издревле в России у подрастающего поколения формировалась установка на семью, святость брака, рождение детей. Это закреплялось в сознании от поколения к поколению. Современной молодежью эти ценности зачастую воспринимаются как архаизм.
Воспитание как педагогическое явление определяется следующим образом:
«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека»
Воспитание как педагогическое явление — многозначное понятие.
Воспитание понимается в значении воспитательного процесса, собственно воспитания, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения и других воздействий; как направления воспитательной работы (нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое), как оценка уровня культуры человека (он получил хорошее воспитание).
В мировую педагогику вводится и еще одно понятие — поликультурное воспитание. Оно предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:
-адаптация человека к ценностям многонациональных культур;
-обучение взаимодействию между людьми с разными традициями;
-ориентация на диалог культур;
-формирование понимания равноценности культур разных народов и наций.
Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике типов, видов и моделей воспитания. Выделяют два типа воспитания.
Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.
Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Он представлен в мировой культуре специфическими вариантами: восточным и западным воспитанием.
Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления.
Западный тип воспитания имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие У личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.
Виды воспитания классифицируются по воспитательным целям и путям их достижения.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) воспитание, воспитание по месту жительства, в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах).
По стилю отношений между воспитателем и воспитанником воспитание бывает авторитарное, демократическое, либеральное.
Модели воспитания выделяют по философской концепции, определяющей принципы и особенности воспитания.
Идеалистическая — создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы полноценного развития (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци).
Прагматическая — обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни знаний, практико-ориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника.
Социетарная — основана на системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (религиозная, коммунистическая, националистическая модель).
Гуманистическая модель воспитания организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу).
Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле воспитанника, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата прежде всего в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование системы поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер).
В настоящее время достаточно четко определились несколько подходов к воспитанию, прежде всего на теоретико-методологическом уровне.
Формирующий подход (А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачёв, Г.Н. Филонов и др.) — это традиционная концепция в отечественной педагогике, когда формирование понимается как процесс целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: показать образец — объяснить — упражнять. Практика воспитания организует систему желаемых качеств личности в форме «Законов школы», «Правил для учащихся», «Кодекса чести».
Синергетический подход к воспитанию (В.А. Игнатова, СВ. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелёва и др.) опирается на теорию самоорганизации сложных систем. В условиях неопределенности будущего, нестабильности настоящего и других проявлений хаоса и неопределенности воспитание не может быть подчинено целенаправленному управлению. Тем более что и само воспитание представляет собой область неопределенности.
В процессе воспитания трудно четко дифференцировать, что в воспитаннике изменилось под воздействием воспитателя или в процессе взаимодействия с ним, а что под влиянием каких-то иных факторов. Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуации). Такой подход допускает скачкообразное изменение личности, если даже кратковременное педагогическое взаимодействие окажется вблизи точек бифуркации (ветвления, выбора), которые определяют главные тенденции изменения личности и возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок. Об этом в свое время писал К.Д. Ушинский: «...в неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление одним ударом истребляют и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем». На этой же идее строится метод «взрыва», разработанный А.С. Макаренко.
Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б. Куликов, Г.М. Коджаспирова, Л.М. Лузина и др.) исходит из понимания ребенка как паритетного субъекта педагогического взаимодействия. В области антропологического подхода к воспитанию много было сделано К.Д. Ушинским, философами-экзистенциалистами (О.Ф. Больновидр.). Воспитательная система, выстроенная на антропологических основах, отвечает ряду условий:
- открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей: терпимости, доверия, человечности;
- специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них здорового образа жизни и безопасного поведения;
- постоянная педагогическая диагностика, направленная на выявление природных задатков и способностей воспитанников;
- организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в определенном возрасте, сензитивных предпосылок психического развития;
- обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в процессе преодоления трудностей, проявления инициативы и ответственности;
- природосообразные, ненасильственные методы воспитания.
В основе культурологического подхода (О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Б. Крылова и др.) лежит прежде всего гуманистическая психология. Сторонники этого подхода полностью отрицают воспитание как специально организованный процесс. Дети воспитываются в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, нормы и ценности. За ребенком остается право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе выступает как фасилитатор, демонстрируя понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, открытый личностный интерес к нему.
Воспитание в системе аксиологического подхода (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург) строится как процесс освоения ценностей, их интериоризация и включает несколько этапов:
- предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
- первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;
- выявление смысла ценности и ее значения;
- принятие осознанной ценности;
- включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;
- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
В основе герменевтического подхода (А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И. Сулима и др.) лежит философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. В воспитании большое место занимает детское творчество: стихи, песни, эссе, дневники, письма, автобиографические записи. Воспитатель также вспоминает свое детство, рефлектирует, проживает воспоминания детства. Он в такой системе сотрудничает с ребенком, а не руководит им. Воспитание на такой основе должно научить ребенка понимать окружающих людей и себя.
Существует психотерапевтический подход (В.М. Букатов, Н.П. Капустин, В.П. Кащенко, Л.Д. Лебедева, Т.А. Стефановская и др.). В воспитании стали все чаще прибегать к методам психотерапии, которая в свое время позаимствовала их из педагогики. В обновленном виде и с новыми названиями эти методы вызывают эффект новизны. К ним относят всевозможные терапии: арттерапия в многообразии своих проявлений (музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама и др.), библиотерапия, цве-тотерапия, песочная терапия и т.д.
Таким образом, воспитание представляет собой сложное и многоаспектное социальное явление, место и значение которого в структуре ценностей той или иной цивилизации трудно переоценить.
Цель воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. К.Д. Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности»[1]. Цель воспитания — это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания.
На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.
В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок. — Г.К.) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В статье 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено:
а) на развитие личности, талантов, умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а так-же лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе».
Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считаются следующие.
ЧЕЛОВЕК — воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия. МИР — воспитание в духе разоружения и миролюбия. СОТРУДНИЧЕСТВО — воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем. ПРИРОДА — экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля — общий дом человечества.
Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в те годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности», добавим, гармоническое развитие, которое предполагает прежде всего определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения, и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции воплощался в гармонии телесных и духовных сил; в Древнем Риме акцент смещается к задаче практической подготовки воспитанников; в Средние века — рыцаря, ремесленника, религиозного служителя. И так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом», — писал К. Ясперс.
На цель воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, степень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании: 1) идеал воспитания; 2) воспитательные устремления и задачи воспитания; 3) цель и смысл жизни человека.
Идеал воспитания — образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3260-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) в п. 1 и 2 ст. 14 записано: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
В пункте 2 ст. 9 данного Закона говорится, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, На создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания — образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т.е. реализация социальною заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива дошкольного учреждения, средней школы, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывает в это дело свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов. Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия — более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но
личность растущего человека не есть средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне.
Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на
протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия — ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете — вот что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.
Человек — мера всех вещей, ради человека существует сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существует само общество и государство.
Обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма биологически, психически и социально адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье — ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Это состояние, процесс, результат, при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация (внесение в сознание личности ценностей определенной культуры), социальное развитие и социальное воспитание (Е.Н. Приступа).
При утверждении личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания индивидом собственного опыта.
Цель воспитания в современных условиях — влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается в случае, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интерес к своему Я, своим отношениям и возможностям; самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); личностной регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки;
потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С.Д. Поляков).
Наличие этого уровня целей воспитания прежде всего значимо для самой личности. Ф.М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.
Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Вопросы и задания:
1. Когда и почему возникло воспитание?
2. Докажите, что у животных нет такого явления, как воспитание.
3. Чем научение отличается от воспитания?
4. Дайте характеристику особенностям категории «воспитание» в ее социальной и общекультурной трактовке.
5. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие основные функции воспитания и образования.
6. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные подходы к воспитанию, определившиеся в современной педагогике.
7. Что такое цель воспитания как социального явления?
8. Чем она определяется и задается? Почему?
9. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?
10. Что такое диалектика цели воспитания?
11. Какие три уровня целеполагания выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить каждый из них. Приведите конкретный пример цели каждого уровня.
12. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
· Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь. (Д.Дидро)
· Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р.Эмерсон)
· Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им. (В. Ключевский)
· Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. (К.Ушинский)
[1] Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17—18.
Цены в рыночной экономике определяют объем и структуру производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, наконец, уровень жизни общества.
Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Практика, между тем, показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И несмотря на то, что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя.
Отсюда настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики.
Однако подавляющее большинство руководителей российских предприятий еще не обладают достаточными знаниями и опытом в области разработки ценовой политики. Поэтому при установлении цены они, как правило, ориентируются на затраты на производство, реализацию продукции и получение некоторой прибыли. Ряд предпринимателей принимает за ориентир цены на аналогичную продукцию, установившиеся на рынке. Есть и такие, которые, не вникая в суть проблемы, стараются продать товар как можно дороже.
Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться мое пристальное внимание со стороны руководства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, следует помнить о том, что деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.
Наиболее распространенной ошибкой ценообразования является излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных сегментов рынка.
Для грамотного использования всех преимуществ рыночного ценообразования в предпринимательской деятельности необходимо изучить сущность ценовой политики, последовательность этапов ее разработки, условия и преимущества их применения.
Ценовая политика фирмы представляет собой совокупность мероприятий и инструментов для достижения интересов фирмы на рынке.
Установление цен на продукцию фирмы в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями.
В этих условиях необходимо правильно сформулировать ценовую политику фирмы, помня о взаимосвязях (рис. 15.1)1.
Разработка ценовой политики включает несколько последовательных этапов:
• выработку стратегических целей ценообразования;
• анализ ценообразующих факторов (определение спроса, анализ предложения и цен конкурентов и др.);
• выбор метода ценообразования;
• принятие решения об уровне цены.
Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами и сложностями, о которых вдумчивый предприниматель должен знать заранее.