Научный вклад в понимание

Неоклассическое направление

Как было уже ранее сказано, неоклассики переняли у классиков главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление держаться чистой науки (не рассматривать психологические, исторические и другие социальные факторы). Неоклассики также унаследовали у классиков позитивный подход к экономической науке, т.е. они скорее исследовали то, что есть и может быть, чем определял и то, что должно быть. Но они одновременно являются последователями классиков маржиналистов. У последних они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности. В отличие от маржиналистов неоклассики не делали акцент на субъективной основе рыночной цены, а рассматривали ее как порождение двух факторов: субъективного (полезности) и объективного (издержек). Данный подход воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения. Таким образом, неоклассики интегрировали в рамках целостной теории две противоположные концепции цены: классическую объективную теорию издержек и субъективную теорию полезности, т.е. они осуществили неоклассический синтез. В результате неоклассическая теория заняла доминирующее положение в экономической, науке XX в., аналогичное положению классической теории в XIX в.

Как правило, неоклассики описывают экономические процессы с помощью математических моделей равновесия, в которых экономический субъект (потребитель, производитель, фирма и т.д.) максимизирует некоторую целевую функцию (полезность, выпуск, прибыль и т.д.) при заданных ограниченных ресурсах, т.е. решает задачу на ус­ловный экстремум.

Подробно взгляды неоклассиков рассматриваются в разделе II, поскольку составляют основу микроэкономики. Здесь же мы остановимся лишь на некоторых достижениях основателя школы английского экономиста Альфреда Маршалла (1842—1924), представленных в его книге «Принципы экономической науки» (1890). Главное — он ввел фактор времени в анализ рыночного равновесия и определил понятия краткосрочного и долгосрочного периодов. Краткосрочный период слишком короток, чтобы изменить степень использования мощностей. Маршалл пришел к заключению, что чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе равновесия влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. Он сформулировал эффект возрастающей отдачи; дал строгое определение эластичности спроса как отношения процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены; доказал, что эластичность спроса равна отношению длин отрезков, отсекаемых касательной к кривой спроса на координатных осях. Маршалл полагал, что наиболее эластичен спрос на те вещи, которые могут иметь различное применение. Не менее важно то, что он ввел в широкий оборот понятие потребительского избытка (излишка) — это разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не остаться без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит. Потребительский излишек — мерило добавочного удовлетворения потребителя.