Семь базовых принципов ЕСДП

Схема расположения полей допусков для переходных посадок

Схема расположения полей допусков для неподвижных посадок

Схема расположения полей допусков для подвижных посадок

        ( )

 

Неподвижные посадки характеризуются наличием гарантированного натяга. Отличительной особенностью этих посадок является то, что поле допуска вала (на схеме расположения полей допусков) всегда располагается выше поля допуска отверстия.

 

 

 

 

 

        ( )

 


Переходные посадки характеризуются тем, что в сопряжении возможно получение как зазора, так и натяга, в зависимости от соотношения действительных размеров отверстия и вала. Отличительной особенностью этих посадок является то, что поля допусков (на схеме расположения полей допусков) отверстия и вала перекрываются.

 

 

 

или

Основание системы
Расположение поля допуска основной детали
Основание системы (продолжение)
Любой характер сопряжения может быть получен двумя путями: 1. Система отверстия. Поле допуска отверстия в процессе формирования посадки остается неизменным, а тот или иной характер сопряжения обеспечивается за счет изменения положения поля допуска вала:  

 


2. Система вала. Поле допуска вала в процессе формирования посадки остается неизменным, а тот или иной характер сопряжения обеспечивается за счет изменения положения поля допуска отверстия:     Обе системы являются равноправными, однако в силу технико-экономических факторов, система отверстия является более предпочтительной.  
Под основной деталью понимают деталь, поле допуска которой в процессе образования посадки остается неизменным. В системе отверстия основной деталью является отверстие, в системе вала основной деталью является вал. В международной и в национальной системе стандартизации принято одностороннее (несимметричное) расположение поля допуска основной детали, которое задается в материал детали, при этом нижнее отклонение отверстия и верхнее отклонение вала раны нулю:   Допуск основного отверстия обозначается Hi, допуск основного вала обозначается hi, где i = 5, 6, 7…n – номер квалитета. Такое расположение полей допусков основных деталей является обоснованным по технико-экономическим соображениям.  

 

 


Интервалы номинальных размеров
Единица допуска (масштабный коэффициент)
Допуски и предельные отклонения в системе определены в зависимости от номинальных размеров. Для упрощения построения системы и пользования ею, весь диапазон номинальных размеров разбит на отдельные интервалы. При расчете допусков руководствуются средним геометрическим значением D: , где Dmax и Dmin граничные значения соответствующего интервала. Полученный допуск принимают постоянным для всех номинальных значений размеров, относящихся к данному интервалу:    
Допуски в квалитетах JT5 и грубее определены на основе единицы допуска i и могут быть выражены через определенное, постоянное для данного квалитета, число единиц допуска α. , Где α – число единиц допуска (коэффициент точности), зависящий от квалитета, i – единица допуска. Единица допуска i – величина, выражающая зависимость допуска от номинального размера и принятая в качестве базы для определения стандартных допусков. Для размеров до 500 мм она определяется: , где Dcp – средний размер интервала.

 

 


Ряды допусков
Поле допуска в системе образуется сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов: -для вала h6; d11; -для отверстия H6; D11. По основному отклонению и допуску можно определить второе предельное отклонение, ограничивающее данное поле допуска. Если основное отклонение – верхнее, то нижнее отклонение равно: -для вала ei = es – JTi; -для отверстия EI = ES – JTi. Если основное отклонение – нижнее, то верхнее отклонение равно: -для вала es = ei + JTi; -для отверстия ES = EI + JTi:     Посадка в системе образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Возможны следующие варианты: -в виде условной дроби ; -в виде условной дроби вида ; -в одну строку . Правила образования посадок: -допустимо применять любое сочетание полей допусков отверстия и вала, установленных в стандартах; -посадки должны назначаться в первую очередь либо в системе отверстия, либо в системе вала; -следует отдавать предпочтение рекомендуемым посадкам, при этом в первую очередь предпочтительным; -посадки в квалитетах JT4; JT5; JT6; JT7, рекомендуется формировать путем комбинирования, сочетая поля допусков отверстия и вала, выбранные из разных квалитетов, при этом допуск на изготовление отверстия выбирать на один квалитет грубее, чем допуск, установленный на изготовление вала. (Это пример комбинированной посадки). Схема расположения допусков на примере JT6 в системе отверстия:  
Образование полей допусков и посадок
Ряды основных отклонений
Допуски в системе стандартизованы в виде 18 рядов, называемых квалитетами. Под квалитетом понимается совокупность допусков, изменяющихся в зависимости от номинального размера таким образом, чтобы их значения соответствовали одному и тому же уровню точности для всех номинальных размеров. Ряды квалитетов: 01; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18. Каждому квалитету устанавливается свое значение коэффициента точности α (начиная с JT5 и грубее):
Квалитет JT5 JT6 JT7 JT8 JT9 JT10 JT11
α

C учетом сказанного, допуск будет определяться по формуле:

 

Поскольку ряд для α представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем , то можно отметить, что при переходе от более точного квалитета к более грубому, допуск будет увеличиваться в 1,6 раза, т.е. на 60%.

Основным отклонением в система называют одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), по величине и знаку которого принято определять положение поля допуска относительно нулевой линии. Во всех случаях основным считают ближайшее к нулевой линии отклонение. Для всех полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основным является верхнее отклонение (es для вала и ES для отверстия). Для полей допусков, расположенных над нулевой линией, основным является нижнее отклонение (ei для вала и EI для отверстия). Всего предусмотрено 28 рядов (или типов) основных отклонений для валов и отверстий. Каждый из них обозначается латинской буквой: малой, если отклонение относится к валу, большой – для отверстия. Схематически наборы основных отклонений показаны на рисунке:   Основные отклонения отверстий построены таким образом, чтобы можно было обеспечить возможность образования посадок в системе вала, аналогичных посадкам в системе отверстия. Они равны по величине и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначенных той же буквой. Иными словами, основные отклонения отверстий являются зеркальным отражением одноименных основных отклонений валов. Для отверстий , для отверстий . Из этого общего правила есть некоторое исключение, которое подчиняется специальному правилу.    

 


Необходимо особо отметить, что все значения предельных отклонений и допусков, установленные стандартами ЕСДП, определены для нормальных условий измерений, в частности, измерения в целях оценки точности изготовления должны выполняться при .