Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики. Его преимуществом служит способность реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. В табл.2 показано, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополию, с другой.

Таблица 2 Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии

Рыночная доля крупнейшей фирмы Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана Число фирм-олигополистов (рынок разделен на равные доли) Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана
0,01 свыше 0,001    
0,1 свыше 0,01    
0,2 свыше 0,04 0,1000
0,3 свыше 0,09 0,1250
0,4 свыше 0,16 0,1667
0,5 свыше 0,25 0,2000
0,6 свыше 0,36 0,2500
0,7 свыше 0,49 0,3333
0,8 свыше 0,64 0,5000
0,9 свыше 0,81    
1,0 свыше 1,0    

Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:

(5.1)

где σ2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный

; (5.2)

причем – средняя доля фирмы на рынке =; n – количество фирм на рынке.

Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.