СЕРБИЯ В XVI—XVIII вв.

Положение сербского народа под властью Османской империи. Турецкое завоевание в истории Сербии сыграло отрицательную роль, нарушив и задержав ход нормального общественно-экономического развития. Прилив населения, бежавшего от турок в горные лесные районы, привел к увеличению числа жи­телей Черногории. Одновременно шло заселение опустевших земледельческих районов спускавшимися с гор скотоводами-влахами, которые постепенно оседали на новых местах и переходили к земледелию. В то же время происходила колонизация ряда районов турками, выходцами из Малой Азии. Эти процессы в ито­ге привели к значительным переменам в этническом составе ряда областей Сербии.

Система феодальных отношений, установившаяся на сербских землях после турецкого завоевания и известная как военно-ленная, сложилась в результате взаимодействия общественных отношений привнесен­ных турками-османами, и феодальных порядков, существовавших в Сербии накануне турецкого завоевания.

Большая часть земельной площади Османской империи принадлежала государству, и передавалась для обработки в военные лены спахиям (спахиями или по- турецки сипахами на Балканах именовали всех турецких феодалов-ленников). Кроме того, имелись вакуфы — владения религиозных и общественных уч­реждений на правах неограниченной феодальной собственности. На таких же условиях имели владения мюльки — частные лица, которых было крайне мало. Особенностью турецкой феодальной системы явля­лось активное вмешательство центральной власти во внутренние отношения на частновладельческих зем­лях. Так, турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты феодалов и их взаимоотно­шения с крестьянами.

Феодальный класс на завоеванных землях состоял в основном из мусульман, хотя в большинстве случаев это были не турки-османы, а потурченцы. — сербы, принявшие ислам. Стремясь спасти свое иму­щество и привилегии, в ислам перешло достаточно много сербских феодалов. Турецкое завоевание не при­вело к полному уничтожению господствующего класса Сербского государства. В XV — начале XVI в. в сербских землях сохранялось и значительное количество мелких феодалов-христиан, которые стали воен­ными ленниками. С течением времени они теряли свои земли или переходили в ислам. Уже к началу XVII в. феодалы-христиане сошли с исторической арены, вытесненные феодалами-мусульманами.

Подавляющее большинство населения сербских земель составляло феодально-зависимое крестьян­ство, которое называлось в Турции «райя» — стадо. Крестьяне владели наследственно своими наделами. Все мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный налог — харач. Феодалы собирали в свою пользу денежный налог, натуральную десятину, а также целый ряд других поборов, которые разли­чались по величине и форме и зависели от местных условий и обычаев.

Значительную часть сельского населения после турецкого завоевания составляли скотоводы-влахи. Особенно много скотоводческих катунов находилось в северной, придунайской части Сербии и южной ее части, где скотоводы были преобладающим населением. Во второй половине XVI в. в погранич­ных,северных районах Сербии влахи часто использовались в качестве военной силы, составляя отряды вой­ну ков.

С конца XVI в. после тяжелого периода турецких набегов и войн начали постепенно восстанавли­ваться сербские города. Наиболее крупным ремесленным и торговым центром Сербии был город Белград, взятый османами в 1521 г., который являлся в то же время главным опорным пунктом турок на Дунае. Через

Белград шли торговые пути из Турции в европейские страны. Город имел развитое ремесленное производст­во, обслуживавшее в значительной мере турецкое войско. Во многих областях появились некоторые новые виды ремесел, особенно связанные с военным делом и строительством. Ими занимались, главным образом, ремесленники-мусульмане, да и все городское ремесло было организовано по турецкому образцу.

После турецкого завоевания широко распространились цеховые корпорации ремесленников. Это бы­ли цехи восточного типа — эснафы, которые представляли собой замкнутые корпорации отдельно для му­сульман и христиан. Деятельность эснафов регламентировалась государством. Их права и привилегии фик­сировались специальными султанскими указами (фирманами). В цеха были объединены не только ремес­ленники, но и торговцы. Города делились на кварталы-махалы, в каждом из которых жило население одной или сходных профессий. Городские общины пользовались некоторым самоуправлением в церковных и дру­гих внутренних делах.

В новых условиях предпочтение отдавалось развитию металлообрабатывающего ремесла, кожевен­ного, производства некоторых видов текстильных изделий. Нуждаясь в различных видах оружия для армии, Порта старалась оживить горное дело в сербских землях, однако не смогла предотвратить начавшийся упа­док большинства рудников. В итоге такой крупный центр горного дела, как город Ново-Брдо, не только пре­кратил свою деятельность, но и лишился христианских жителей, вместо которых поселились мусульмане. Хотя доходы от рудников составляли «султанский хас», турецкое правительство не проявляло достаточной заботы о поддержании этой отрасли, и к началу XVII в. она утратила свое прежнее значение.

Положение христианской церкви оказавшейся под турецким господством значительно изменилось. Она потеряла некоторую часть своих обширных владений, однако крестьяне, жившие на монастырских зем­лях, как и до турецкого завоевания, продолжали платить налоги духовным феодалам и нести повинности. Подавляющая часть населения Сербии исповедовала православие. Некоторое время сербская церковь под­чинялась Охридской архиепископии, которая сохраняла автономию в составе Константинопольской патри­архии. Это вызывало большое недовольство сербского духовенства. Благодаря связям с некоторыми турец­кими чиновниками и военачальниками , в частности с великим везирем Мехмедом Соколовичем — этниче­ским сербом, в 1557 г. сербский патриарший престол был восстановлен. Центром его стал Печ — город в южной части Сербии, а первым патриархом был избран брат Мехмеда Соколовича — Макарий. В управле­нии Печской патриархии находилась православная церковь Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, южной части Венгрии и Трасильвании, а также Северной Македонии и Западной Болгарии. Султанские бе- раты обеспечивали неприкосновенность церковного и монастырского имущества и земельных владений при условии, что церковь делала определенные взносы в казну.

Восстановление Печской патриархии имело большое положительное значение для сербов. В услови­ях иноземного господства общественные и политические функции церкви значительно возросли. Право­славная церковь продолжала сохранять национальные традиции и духовные ценности сербского народа, ду­ховенство принимало самое активное участие в освободительном движении.

В период правления султана Сулеймана Законодателя, или Великолепного (1520—1566) были завер­шены самые крупные завоевания турок в Европе, Азии и Африке. Османская империя достигла своего наи­большего территориального расширения. Однако вскоре после этого, уже в конце XVI в., появились первые признаки упадка могущественного Турецкого государства. В XVII в. налицо были существенные изменения как во внутренних отношениях, так и в международном положении Турции. Этот упадок выразился в посте­пенном ослаблении центральной власти и росте сепаратистских тенденций у местных пашей и чиновников, в оскудении государственных финансов, а также в ряде изменений в аграрных и общественных отношениях.

Основной причиной начавшегося упадка Османской империи был кризис ее экономики и прежде все­го военно-феодального устройства. В XVII в. довольно интенсивно стал развиваться процесс читлучения. Термин «чифлик» переводится как баштина, т. е хозяйство, которым владел крестьянин. Выполняя опреде­ленные обязанности в пользу феодала, он мог завещать или продать свою землю. Владения спахиев пред­ставляли собой лены, приносившие строго определенный доход в виде натуральных и денежных податей. Барщины в пользу спахиев крестьяне не несли. Таким образом, права крестьянина-владельца были шире, чем права спахиев.

С течением времени участие в войнах становилось малодоходным и все более опасным мероприяти­ем, у турецких господ и янычар повысилась заинтересованность в увеличении доходов от земельных владе­ний, появилось стремление выжать побольше доходов из крестьян, усилить эксплуатацию райи. Новой фи­гурой в системе аграрных отношений Османской империи стал янычар-ага, который постепенно присваивал крестьянские права и превращал (читлук) чифтлик в собственное хозяйство (сахибию), а крестьян заставлял нести барщину.

К концу XVIII в. в сербской деревне главным хозяином стал феодал — турок (спахия), на которого работали крестьяне. Процесс читлучения подрывал всю экономическую систему Османской империи.

Изменения в общественно-экономическом строе Османской империи сопровождались социальной напряженностью как в городе, так и в деревне, что еще больше усиливало религиозный антагонизм между мусульманами и христианами.

На протяжении XVII—XVIII вв. в Сербии не раз вспыхивали восстания. Они проявлялись в двух ос­новных формах: в гайдуцком движении — партизанской борьбе против своих поработителей и восстаниях против турецкого правительства и феодалов. Во время турецкого господства существовали районы, где по­стоянно обитали гайдуцкие отряды (четы). Однако их разрозненные выступления не приносили успеха, по­этому сербы стремились соединить свои антиосманское выступления с войнами, которые вели европейские государства против Турции.

Сербские земли в период австро-турецких войн в конце XVI—XVIII в. В конце XVI в. Австрия, Испания, Итальянские государства, римская курия начали оказывать более действенный отпор экспансии Турции.

В 1593 г. султан Мурад III начал войну против Австрии. Император Рудольф II вынужден был воевать без союзников, надеясь на то, что покоренные народы будут содействовать австрийцам в этой войне. И они не ошиблись в своих расчетах. Уже в 1594 г. на борьбу против османов поднялись сербы области Банат. К концу года достигнув довольно внушительных побед, повстанцы все же не смогли противостоять регуляр­ным турецким войскам, и восстание было разгромлено. В течение 1597—1598 гг. в различных районах Юж­ной Сербии вспыхивали восстания.

В первой половине XVII в. Габсбурги старались сохранять с Портой мирные отношения, однако уже со второй половины XVII в. Турция почти беспрерывно вела войны против Венеции, Габсбургов, Польши и России.

После перехода части Украины под власть России последняя стала противодействовать татаро- турецкой агрессии на своих южных границах. Борьба за выход к Черному морю приобретала первостепен­ное значение в ее внешней политике. В связи с этим усилился интерес к судьбе угнетенных православных народов. Покровительство русской православной церкви стало одним из путей распространения русского политического влияния на сербов. Поездки в Москву духовных лиц, в том числе и печского патриарха Гав­риила, способствовали установлению политических связей сербов с русским двором.

Вступление России в «Священную лигу» в 1687 г. оживило надежды сербов и других православных народов на освобождение. В этом же году высшим сербским духовенством была сделана попытка устано­вить связи с русским правительством. В 1688 г. в Москву прибыл архимандрит Исайя с грамотами от валаш­ского господаря и печского патриарха Арсения Черноевича. В грамотах описывалось тяжелое положение православных народов в Турции и содержались просьбы двинуть против нее русские войска для освобожде­ния христианских народов.

В 1688 г. в результате очередной австро-турецкой войны австрийскими войсками был взят город Бел­град. Сербские повстанческие отряды активно участвовали в боевых действиях против турок. В северо­восточной Сербии в 1689 г. действовал отряд под руководством Г. Бранковича, который сумел освободить большую часть северных сербских земель. Одновременно австрийские войска продвигались в глубь серб­ских земель, получая большую помощь от гайдуков и местных жителей. В конце 1689 г. правительство Ос­манской империи фактически потеряло власть над Сербией и северной Македонией. Однако эти успехи бы­ли недолгими, вскоре крупные военные силы турок разгромили повстанцев и заставили отступить австрий­ские войска. Вместе с войсками, спасаясь от мести, стало уходить и мирное население.

Возвращение турок сопровождалось неслыханной по жестокости расправой над местным населени­ем. В сербских источниках того времени описания турецкой мести возводятся до масштабов разорения и ги­бели всей земли сербской. Вслед за отступающей австрийской армией огромные толпы беженцев двинулись на север к Белграду, а затем начали переправляться через Дунай и Саву и распространяться по южным пре­делам бывшего Венгерского королевства. Вместе с беженцами покинул Сербию и патриарх Арсений III Черноевич.

Это так называемое «великое переселение» сербов было самой массовой миграцией (около 70 тыс.), и сыграло большую роль в истории сербского народа. В результате опустели обширные районы Централь­ной и Южной Сербии. Впоследствии эти земли (Косово и Метохия) были заселены албанцами- мусульманами. Принципиальное значение имел факт массового участия в переселении сербского духовен­ства вместе с патриархом Черноевичем. Духовенство продолжало играть доминирующую роль на террито­рии расселения беженцев в Австрийской монархии. Здесь стали создаваться новые православные епархии, строиться внушительные соборы. Наличие этой хорошо организованной структуры было важно с точки зре­ния сохранения этнической обособленности и самобытности сербского меньшинства в чужой национальной и религиозной среде. Полученные от австрийского императора в ходе переселения привилегии давали сер­бам определенный юридический статус в многонациональном австрийском государстве. Впоследствии эти земли, названные Воеводиной, стали сосредоточением духовной и национальной жизни всего сербского на­рода.

Война между Австрией и Турцией продолжалась до 1699 г. и завершилась Карловацким миром, по­ложившим начало освобождению балканских народов от османского ига.

Сербские земли под властью турок в XVIII в. Рост антитурецкого движения в Сербии в конце XVII в. заставил Порту осуществить ряд мер, которые по ее расчетам, должны были остановить развитие полити­ческой активности населения этих областей. Одной из таких мер было заселение опустевших юго-западных окраин сербских земель албанцами-мусульманами. Этот процесс наиболее активно шел в Старой Сербии — в Косово и Метохии. Он привел к значительным изменениям этнического состава жителей этого района и антагонизму между старым и новым населением, между христианами и мусульманами. Другой мерой была политика, направленная на ограничение политической деятельности высшего православного духовенства. В 1766 г. была ликвидирована Печская патриархия. Сербская церковь стала подчиняться Константинополь­ской патриархии. Это нанесло тяжелый удар по высшему православному духовенству. Южнославянские на­роды лишились института, который способствовал их духовной и национальной консолидации.

В течение XVIII в. северная часть Сербии благодаря оживлению дунайского торгового пути все за­метнее связывалась со странами Центральной Европы, в первую очередь с югославянскими и венгерскими владениями Австрийской монархии. Этому способствовала и 20-летняя оккупация Габсбургами северной Сербии после очередной австро-турецкой войны 1716—1718 гг. Войну завершил Пожаревацкий мирный до­говор, по которому подданные Габсбургов получили право свободной торговли во всех владениях Осман­ской империи. В итоге сербы, проживавшие в Австрии, сумели расширить свои торговые связи с балкан­скими землями, которые поддерживались, прежде всего, через Сербию. Город Белград был главным опор­ным пунктом, через который шел торговый путь из габсбургских владений в балканские земли.

После очередной австро-турецкой войны (1737—1739) был заключен Белградский договор, по кото­рому Австрия возвратила северную часть Сербии (бывший Смедеревский санджак) Турции. Эта территория была превращена в особую административную единицу — Белградский пашалык. Неудачная для Австрии война ослабила ее политическое влияние на Сербию, и с середины XVIII в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России.

В 1787 г. началась русско-турецкая война, в которую вскоре вступила и связанная союзным договором с Россией Австрия. Начало войны послужило толчком к развитию антитурецкого движения в Сербии. Были сформированы специальные добровольческие отряды, участвовавшие в боевых действиях против турок. Одним из организаторов четнического движения был зажиточный торговец Коча Анжелкович, по имени которого осво­бодительное движение сербов стало называться Кочиной войной. Но успехи этих партизанских отрядов были непродолжительными. Летом 1788 г. крупные турецкие части предприняли наступление в Сербии и вынудили восставших сложить оружие. В конце 1790 г. австрийские войска вынуждены были уйти из сербских земель и в 1791 г. был заключен Систовский мирный договор, по которому между ними сохранялись старые границы. Так закончилась последняя австро-турецкая война, итоги которой вызвали большую неудовлетворенность сербского народа.