Отечественная школа в 20 - 30-е гг. XX века

/. Положение школы в 20-е годы

2. Развитие школьного дела в 30-е годы

1. В первые годы после гражданской войны (1920 - 1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской.

Началось восстановление сети учебных заведений.Постепенно росло число средних школ в сельской местности.

На протяжении 1921 - 1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса.

Страна подошла к введению всеобщего начального обучения.В 1930 году было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение).

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: СТ. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстой (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др.

Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.). В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.

Но в целом существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло.

Крупные изменения в школьном образованиипроизошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли Постановление "О начальной и средней школе" (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы.

Постепенно улучшалось качество обучения.Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования.

Сильные стороны реформ 1930-х гг.:

появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей);

регулярное предметное обучение;

единый режим занятий;

введение стандартных программ и учебников.

Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении.

Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения.

Вместе с тем неграмотностьпродолжала оставаться острейшей проблемой: в 1939 году каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.

В 1930-е гг. произошел отход от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг.В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

1.Проблемы школы

2.Новые типы учебно-воспитательных учреждений

3.Воспитательная работа

1. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи:

• нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения,

• обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах:

• нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование,

• нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы.

2. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений.В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 года стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ, в которых обучались с V по X класс молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т. д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам одинаковые права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы. 3. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе.В работе школ на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.

В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как:

• кружки комсомольской политсети,

• митинги школьников по поводу различных политических событий,' устные газеты,

• агитбригады,

• лекторские группы и ученические лектории,

• подготовка витрин и стендов,

• выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т. п.

Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.