Просвещение в России в начале XVIII века.
1.Общая характеристика.
2. Развитие Киевской и Московской Академий.
3. Реформаторские идей деятелей начала XVIII века.
1. Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII века и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху.
Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.
Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь потеряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Таким образом, начался новый, "государственный", период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам.
Этот процесс "огосударствления" способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал.
2. История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий - Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве:
• Киево-Могилянская коллегия, основанная еще в 1632 году, получила в 1701 году название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее католизации;
• Московская Славяно-греко-латинская академия была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковнославянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке.
3. И. Т. Посошков изложил свои реформаторские философско-педагогические идеи в сочинении "Книга о скудости и богатстве" (1724), в частности, мысль о том, что основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры являются:
• распространение грамотности среди населения;
• создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И. Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения.
И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его сочинении "Завещание отеческое к сыну своему" (1705), которое даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха.
Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя и все должны руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две "академии". Содержание обучения мыслилось им достаточно широко:
• языки - латинский, греческий, немецкий, английский, французский;
• грамматика русского языка, риторика, поэтика;
• философия, богословие, общая история;
• арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование. Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он предлагал учреждать ремесленные и торговые училища.
Феофан Прокопович по поручению Петра I и при личном его участии в 1721 году составил "Духовный регламент".
Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и нравственных наставлений для народа. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Ф. Прокопович хотел придать новой школе научный характер и считал необходимым:
• одновременное изучение различных предметов,
• наглядность при обучении,
• наличие библиотеки, ибо "без библиотеки как без души академия". По его предложению учебный план академии включал:
• грамматику с историей и географией;
• арифметику и геометрию;
• логику и диалектику;
• риторику с учением о стихосложении;
• физику с краткой метафизикой;
• краткую политику;
• богословие (время на его изучение сокращалось с 4 до 2 лет). Иностранные языки (латынь - обязательно; греческий и еврейский - если будут учителя) предполагалось преподавать в урочное время между другими предметами.
Главную обеспокоенность вызывали у Ф. Прокоповича количество и качество преподавателей.
Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники могли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу.
Кроме академии и духовной семинарии, в "Регламенте" говорилось и об элементарной школе, которую каждый епископ должен иметь при своем доме для детей священников, чтобы готовить из них также священнослужителей.
Однако в целом идеи и замыслы Ф. Прокоповича не находили поддержки у большей части духовенства, препятствовавшей петровским реформам.