Просвещение в России в начале XVIII века.

1.Общая характеристика.

2. Развитие Киевской и Московской Академий.

3. Реформаторские идей деятелей начала XVIII века.

1. Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII века и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху.

Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.

Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь потеряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Таким образом, начался новый, "государственный", период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам.

Этот процесс "огосударствления" способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал.

2. История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий - Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве:

Киево-Могилянская коллегия, основанная еще в 1632 году, получила в 1701 году название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее католизации;

Московская Славяно-греко-латинская академия была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковнославянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке.

3. И. Т. Посошков изложил свои реформаторские философско-педагогические идеи в сочинении "Книга о скудости и богатстве" (1724), в частности, мысль о том, что основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры являются:

• распространение грамотности среди населения;

• создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И. Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения.

И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его сочинении "Завещание отеческое к сыну своему" (1705), которое даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха.

Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя и все должны руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две "академии". Содержание обучения мыслилось им достаточно широко:

• языки - латинский, греческий, немецкий, английский, французский;

• грамматика русского языка, риторика, поэтика;

• философия, богословие, общая история;

• арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование. Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он предлагал учреждать ремесленные и торговые училища.

Феофан Прокопович по поручению Петра I и при личном его участии в 1721 году составил "Духовный регламент".

Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и нравственных наставлений для народа. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Ф. Прокопович хотел придать новой школе научный характер и считал необходимым:

• одновременное изучение различных предметов,

• наглядность при обучении,

• наличие библиотеки, ибо "без библиотеки как без души академия". По его предложению учебный план академии включал:

• грамматику с историей и географией;

• арифметику и геометрию;

• логику и диалектику;

• риторику с учением о стихосложении;

• физику с краткой метафизикой;

• краткую политику;

• богословие (время на его изучение сокращалось с 4 до 2 лет). Иностранные языки (латынь - обязательно; греческий и еврейский - если будут учителя) предполагалось преподавать в урочное время между другими предметами.

Главную обеспокоенность вызывали у Ф. Прокоповича количество и качество преподавателей.

Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники могли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу.

Кроме академии и духовной семинарии, в "Регламенте" говорилось и об элементарной школе, которую каждый епископ должен иметь при своем доме для детей священников, чтобы готовить из них также священнослужителей.

Однако в целом идеи и замыслы Ф. Прокоповича не находили поддержки у большей части духовенства, препятствовавшей петровским реформам.