Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века

-I

1. Виды основных подходов к воспитанию и обучению.

2. Характеристика основных подходов к воспитанию и обучению.

3. «Домострой».

1. Во второй половине XVII века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению:

· "латинофильский";

· византийско-русский;

· славяно-греко-латинский;

· старообрядческо-начетнический.

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.

2.Сторонники "латинофильского" подхода- Симеон Полоцкий (1629- 1680) и Сильвестр Медведев (1641 - 1691).

С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотворная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска" и др. Мир видится С.Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника - научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка. С. Полоцкий характеризует ее как "скрижаль ненаписанную", изображение на которой во многом зависит от учителя. Полноценное обучение,: по С.Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и родном языках.

Византийско-русский- Епифаний Славинецкий (1600- 1675), Федор Ртищев (1625 - 1673), Карион Истомин (1650 - 1717). Епифаний Славинецкий стремился уйти от крайностей "латинофилов" и православно-старообрядческого направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (последнее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского) Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Славяно-греко-латинский- Иоанникий (1639 - 1717) и Софроний (1652 -1730) Лихуды. Греческие монахи братья Лихуды следовали западноевропейским образцам.

Старообрядческо-начетнический- протопоп Аввакум (1621 - 1682). Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".

3. Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно, был "Домострой",написанный живым и образным разговорным языком, обработанный и дополненный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного - Сильвестром. В "Домострое" три основные части:

• в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;

• вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно вдомашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам;

• третья часть "Домостроя" посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

 

 

Тема 9.Становление педагогики как самостоятельной науки. Отрасли педагогического знания. Я.А. Коменский, Д.Локк.

1. Краткий биографический очерк.

2. Взгляды Я.А.Коменского на человека.

3. Этапы познания.

4. Принцип природосообразности.

1. Ян Амос Коменский(1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XVII века.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века

Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнская школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты.

Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу.

Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей.

Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию.

3. Ступени познания:

• чувственное познание;

• обобщение, абстракция, научное знание;

• осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность:

• человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

• далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание),

• и наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: |

• во-первых, теории,

• во-вторых, практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство! жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

4. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности

- природа едина,

- в ней все происходит целесообразно,царят гармония и порядок,

- все протекает постепенно,

- природа не терпит ничего бесполезного.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. Накаждом возрастном периоде жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".

Важнейшие черты педагогической теорииЯ.А. Коменского.

демократизм,

гуманизм,

народность.