Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI вв.

1. Подготовка ребенка к жизни.

2. Первые печатные учебники.

3. Религиозное воспитание.

4. Содержание образования.

5. Монастыри.

1. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения.

Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.

Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию.

Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты".

2. В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники - азбуки.

Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510-1583).

В 1574 году во Львове и в 1580-1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия - "Обращение к детям и родителям" - говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

3. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением - большая часть училищ находилась при приходских храмах. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол".

4. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было.

Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний.

Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей:

• учение о спасении души,

• наука о гражданском общежитии,

• усвоение правил ведения домашнего хозяйства.

5. Самым образованным сословием было духовенство.

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании.

По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг.

Среди монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживавшие и развивавшие книжные традиции.