Воспитание и школа в Древнем Риме.

1. Семейное воспитание.

2. Древнеримская школа.

1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространялось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития.

Влияние семейного воспитаниябыло доминирующим.

Основные принципы:

• подчеркнутая верность нравам предков;

• дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства;

• авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни;

• девочки воспитывались в семье и для семейной жизни;

• мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами государства.

2. Характер школьного обученияв Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", развившиеся в эпоху средневековья.

Элементарное образованиедавалось в так называемых тривиальных школах - частных учебных заведениях снеопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекресток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические- первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и вГреции, риторские школы.Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:

• вступление,

• изложение существа дела,

• приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника,

• заключение.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества.

Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура.

Школьные предметы назывались "свободными искусствами"', потому что предназначались для детей свободных граждан.

К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств":

тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика;

квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок. 480 - 575 до н. э.). В основу построения школьных пособий им был положен принцип компиляции - сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.