Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями

Вопросы для проверки знаний

1. Что такое пенитенциарная система?

2. Назовите различные теории наказания на протяжении истории.

3. Назовите основные философские принципы, на которых строится деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем.

4. На каких нормативно-правовые актах основывается социальная работа в пенитенциарной системе?

5. Охарактеризуйте преступное поведение как социальное явление.

6. Охарактеризуйте социально-психологические проблемы лиц, осужденных к лишению свободы.

7. Назовите основные цели социальной работы в пенитенциарном учреждении и ее специфические черты

8. Что входит в его обязанности специалиста по социальной работе?

 

Тема 25

(Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа)

1. Специфика социальных проблем военнослужащих

2. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями

Литература:

Словарь-справочник по социальной работе. - С. 43 – 45.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001. –С.388 – 399.

 

1 вопрос

Специфика социальных проблем военнослужащих

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы не обсуждаются. Отсутствует возможность выбора места занятия и места жительства. Воздействие неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, замкнутого пространства, вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Все проблемы и кризисы российского общества находят свое отражение в армии. наличии нескольких статусных систем:

Официальная (формальная) уставная;

«Дедовская»;

Земляческая.

Это является отражением аномии, т.е. распада прежних ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса.

Социально-экономические трудности.

Крушение прежней идеологической системы, отсутствие новой системы ценности – причина морально-психологического кризиса многих военнослужащих.

Ориентация в обществе на контрактный принцип формирования Вооруженных Сил.

Отсутствие альтернативной службы, гарантированной Конституцией.

Слабая юридическая и социальная защищенность

Проблемный комплекс переходного периода – между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Реадаптация к мирной жизни участников войн и вооруженных конфликтов:

Раненые

Носители «посттравматического стрессового синдрома», основные симптомы которого слабость психики, чувство вины перед погибшими, негативное отношение к социальным институтам. Со временем эти явления обостряются («вьетнамцы» - через 15-20 лет на 1/3 больше самоубийств и разводов, наполовину больше алкоголиков и наркоманов). Язва, гипертония, астма. Отчужденность от общества

Положение семей военнослужащих: частая смена места службы – необходимость частой адаптации, существование в условиях военного городка, невозможность работать женам и т.д.

 

2 вопрос

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями

Различаются в зависимости от характера и глубины социальных проблем.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении воспитатательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в окружении одних и тех же людей.

Основные цели социальной работы - восстановить физические и психические силы, скорректировать их личностные установки, внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения.

Обеспечение всех прав и льгот, в том числе и для семей, нормально социально-бытовых условий.

Адаптация уволенных в запас.

Социально-педагогическая работа с детьми.

Работа по ликвидации межличностной напряженности.

Семейная терапия и семейное консультирование.

Обучение и переобучение.

Культурно-досуговая деятельность.