ЛЕКЦИЯ 6. Религии древних цивилизаций.

Литература

1. Авеста. - М., 1993.

2. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980.

3. Библия - М., 1976.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.,1970

5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983, 1998.

6. Крывелев И.А. История религии. В 2-х т. — М., 1988.

7. Мифологический словарь. — М., 1990.

8. Религии мира. Энциклопедия. В 2-ХТ. — М., 1998—1999.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М., 1987.

10. Кулаков А.Е. Религии мира. — М., 1996.

Возникновение государств, пришедших на смену ро­доплеменной раздробленности, обусловило появление нового типа религии. Эти религии отражали и освящали социально-политические порядки, сложившиеся в рабовладельческих государствах древнего мира. В них возника­ем пантеон богов, олицетворявших различные явления природы и виды человеческой деятельности, разные сто­роны общественной и частной жизни людей.

Оформление классовых отношений, установление жесткой социальной дифференциации внутри рабовладель­ческого общества нашли отражение в возникновении не­бесной иерархии богов, построенной, как и земные отно­шения, по принципу государства-подчинения.

Особенную роль в них играла обрядность. Мистерии, жертвоприношения, совершавшиеся под руководством жрецов, приобретали все более сложный и регламентированный характер. Появляется такой важный элемент умилостивительного культа, как молитва, причем у всех наро­дов точное произнесение молитвенной формулы счита­юсь необходимым условием для исполнения богами обра­щенной к ним просьбы. Бог — творец и вседержитель мира был по существу небесной проекцией земного монарха, имевшего неограниченную власть над своими подданны­ми.

Древнегерманская религия

В этой религии преобладает культ племенных бо­гов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился общегерманский пантеон. Мифы отражают межплеменные распри и войны с други­ми народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы ве­ликанами и чудовищами, а также богами иноплеменников (валами). В качестве верховного бога выделяется Один владыка неба и земли, бог бури, битв, хранитель святой письменности (рун). Многие боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар — бог грома и молнии. Тир — бог сияющего неба и т.д. Древний германцы населяли природу множеством злых и добрых фантастических существ: эльфы, тролли, гномы. С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху христианства древнегерманская религия была вытеснена христианством, хотя многие пережитки сохранились в народных верованиях.

Древнегреческая религия

В ней представлены система верований и культов народов Древней Греции. Эта религия и ее мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Бо­гиня земли Гея считалась матерью всего живущего. Сту­дентам надо отметить, что в древнегреческой религии прoслеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение играл культ предков и культ героев полулюдей—полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков прослеживается представление о жизни душ праведников на Елисейских полях — Элизиуме. Наивысший расцвет древнегреческой религии относится ко 2 тыс. до н.э., когда был окончательно сформирован пантеон богов, местопребыванием которого считалась гора Олимп, Боги — Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Апол­лон, Артемида, Гефест, Гермес и др. — рассматривались как семья богов, во главе которой - Зевс — «отец» людей и богов, воплощавший в религиозной форме черты патриар­хального владыки. Иерархия богов отражала иерархию за­рождающегося классового общества. С появлением в Гре­ции городов-государств (полисов) и развитием рабовладе­льческого общества изменился характер древнегреческой религии. Получили распространение культы богов — по­кровителей ремесла и торговли.


В 8—7-м вв. до н.э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Дионисия (дионисии). Надо отметить, что древнегреческая религия и мифология оказали большое влияние на развитие мировой культуры.

Древнеримская религия

Данная религия представляет собой систему политеистических верований древнеримского рабовладельческого общества. Для нее характерна вера в духов — покровителей природы, сельского труда. К ним относятся Оильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей) ит.д. В патриархальной общине почи­тали богов и демонов домашнего очага (Дары, Пенаты, Ве­рти, Пан). В древнеримской религии видны элементы фе­тиша (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, особенно волка). Эта религия развивалась под большим воздействием религий других народов, особенно Греции. Постепенно с образованием классов и государства формирование пантеона богов было в целом завершено. Боги Рима стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, ко­торым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворением Рима стал Юпитер. С превращени­ем римского государства в средиземноморскую державу в Риме появились восточные божества. Из Малой Азии про­ник культ матери богов — Кибелы. Во 2—3-м вв. приобрел популярность культ иранского бога солнца Митры. Для древнеримской религии позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовладельческого общества стал одой из причин перехода широких народных масс от этой религии к христианству.

Древнеегипетская религия

Эта религия представляет собой систему политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества. Египтяне, прежде всего, поклонялись природе. Тотемизм, характерный для этой религии, объяснялся значительной ролью скотоводства и охоты. Нил, от разливов которого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце — в образе бога Ра. Богиня Сохмет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные были объектами культа. Сильное влияние оказал на древнеегипетскую религию культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Древние египтяне верили в существование у каждого чело века души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовладельческого государства появляются религиозные центры — Мемфис, Гермополь, Гелиополь, Фивы др. со своими пантеонами богов. Фараоны считались сынами бога, и их обожествляли. Усиливается роль жречества. Древнеегипетская религия оказала большое влияние на формирование христианства. Египетский миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа. Сохранились памятники этой религии, в частности, «Египетская Книг Мертвых».

Религия Древней Месопотамии

Собирательное наименование политеистических верований в рабовладельческих обществах Месопотамии — Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4—1 тыс. до н.э.) Согласно древневавилонской религии, люди ничтожны перед богами, законы и порядки носят божественный характер. В Шумере в 4—3 тыс. до н.э. на основе слияния племенных культов сформировалось представление о великой триаде богов (Ану, Энлиль, Энки), наряду с которыми признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности людей. С древнейших времен в Месопотамии были разви­ты земледельческие культы, особенно культ богини Иштap и бога земледелия Таммуза. С начала 2 тыс. до н.э. во главе пантеона богов стал покровитель Вавилона бог Мардук. В этом отразился процесс централизации власти в руках вавилонских царей. В эпоху ассирийского владычества (8—7 вв. до н.э.) в вавилонской религии появились представле­ния о племенных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассирийской империи эти представления исчезли. В вавилонской религии были развиты магия, мантика (система гаданий), важная роль отводилась астральным культам. Сохранились памятники вавилонской религии — «Энума элиш», эпос о Гильгамеше и др. Религия Древней Месопотамии характеризуется разви­тым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный ритуал. С распространением в Месопота­мии зорастризма, ислама, христианства данная религия постепенно размывалась, прекратив существование в XIII в.н.э.

Древнеиндийская религия

Данная религия представляет собой религиозные воззрения древних индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийской эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы в период Вед (древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении множества веков кон. 2-го — нач. I тыс. до н.э.). Особенно, тот период почиталась богиня-мать, связанная с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религиозных представле­ний. Появляются культ предков, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведическая религия насчитывает ок. 3 тыс. богов, особенно почитались Варуна, Притхиви, Индра и т.д. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демона­ми, предводителем которых является Вритра — олицетво­рите засухи. К концу ведического периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки создания единого пантеона богов. Боги из олицетворенных сил природы становятся отражением противоборствующих социальных сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны.

Студентам необходимо отметить, что на рубеже I тыс. до н.э. с возникновением в Индии раннеклассовых отношений древнеиндийская религия трансформируется в брахманизм. Ее боги входят в пантеон новой религии.

Зороастризм

Зороастризм возникает на территории Древнего Ирана (Персии) в 7—6-м вв. до н.э. Основателем считается пророк Заратуштра (древнегреческое — Зороастр, среднеиранское — Зардушт). Священной книгой является Аве та, или Зенд-Авеста (букв. — текст с комментариями). Основная идея религии — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, смерти и жизни. Олицетворением положительного начала является Ахурамазда, отрицательного начала — Анхра-Майнью. Человек в этой борьбе обладает свободой выбора, он может повлиять на торжество мирового порядка. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды. Его противники будут осуждены на мучения. Зороастризм почитает 4 элемента Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких яруса: «башни молчания» — дакмы, где их поедают птицы. В храмах зороастризма горит вечный огонь. В настоящее время зороастризм существует в виде парсизма. В основном последователи парсизма живут в Индии.

Древнекитайская религия


Древнекитайская религия представляет собой сово­купность религиозных верований и культов народностей бассейна рек Хуанхэ и Янцзы II — I тыс. до н.э. Для данной религии были характерны культ духов природы и предков. Духи природы заселяли всю природу и управляли небес­ными светилами, природными явлениями, животными, возникновением классового общества формируются пред­ставления об иерархии духов во главе с духом неба Нанди, который становится отцом людей. Поклонялись древние китайцы также «земным духам», из которых почитались, прежде всего, духи гор и рек. Хозяином всей страны при­знавался наиболее могущественный дух Хоуту. Особенно был развит дух культ предков. Предки влияли на судьбы живых. В древнекитайской религии не было жрецов, а так­же особых храмов. Религиозные церемонии совершались под открытым небом. Предкам и духам природы приноси­лись жертвы, сопровождавшиеся молитвами. В Древнем Китае были широко распространены различные виды ма­гии, колдовства, были прорицатели и заклинатели.

Древнеславянская религия

Древнеславянская религия представляет собой слож­ное синкретическое явление с развитым семейно-родовым культом предков, культами природы и земледельческими культами. Древнеславянская религия политеистична. В качестве высшего божества выступал бог Перун. Широко почитались бог неба Сварог и его сыновья — боги солнца, огня и ветра: Дажбог, Хорс, Стрибог, бог богатства- Велес, богиня Мокошь — покровительница ткачества. Западными славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Кроме того, с земледелием, с зимним и летним солнцеворотом связаны такие боги, как Семик, Ярило, Купала. В древнеславянской религии широко представлен пантеон духов — олицетворений природы.