Виды власти.

Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее, или умнее, или опытнее, или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.) неравенство.

Если в основе властных отношений лежит естественное неравенство, то власть носит персонифицированный характер; при социальном неравенстве власть утрачивает персонификацию и приобретает постоянный, устойчивый характер.

В любой общественной системе власть возникает и является выражением объективной потребности в организации, саморегулировании и сохранении целостности общества, поскольку в нем происходит столкновение интересов и

потребностей различных социальных групп. Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства различных социальных общностей и общества в целом.

Общественное назначение власти проявляется в:

1. поддержании общественного порядка с его устоявшимся регламентом;

2. выявлении, локализации и разрешении конфликтов;

3. достижении общественного консенсуса;

4. регулировании всех властных отношений в обществе;

5. использовании насилия и принуждения во имя стабилизации общества.

 

 

В зависимости от ресурсов, на которые власть основывается, она подразделяется на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и политическую.

Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

В своем воздействии на политику экономическая власть обладает такими свойствами, как:

1. связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей.

Удовлетворение первичных потребностей – в пище, одежде, жилище и т.п. – необходимое условие существования человека. Именно эти потребности, будучи неудовлетворенными, в решающей степени детерминируют поведение человека. Это позволяет использовать экономическую власть для обеспечения лояльности или прямого подкупа политиков, чиновников, избирателей и т.п.

2. широта мотивационного воздействия.

Она ярко проявляется в широких возможностях денег, за которые в рыночном обществе можно приобрести самые различные ценности и блага.

3. постоянство воздействия.

Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям.

4. незаметность и широкие способности проникновения.

Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний.

2. Социальная власть –распределение положения в социальной структуре - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

3. Культурно- информационная ( духовно- информационная ) власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия:

1. незаметность влияния и, как следствие, отсутствие или относительно меньшее сопротивление ему со стороны лиц, получающих информацию (реципиентов).

Воспринимая соответствующим образом препарированную политическую информацию, человек незаметно для себя превратиться из противника власти в ее союзника;

2. глобальность, быстрота и полная безграничность распространения.

В современных условиях с помощью спутниковой связи и других средств информация может быть мгновенно передана в любой уголок земного шара. Укрыть же граждан и территорию от проникновения нежелательных СМИ практически невозможно.

3. опосредование политического поведения людей.

Современный человек получает основную политическую информацию через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия.

4. Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

 

Из всех властных проявлений политологию интересует прежде всего политическая власть. Она выражает способность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к другим: к социальным общностям, этносам, индивидам.

 

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1. суверенитет, верховенство, неделимость, легальность.

Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Нет. История такого не знает. Бывают условия двоевластия, но, как правило, они непродолжительны. Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти.

Легальность использования силы в пределах государства. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

2. публичность, т.е. всеобщность и безличность.

Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам.

3. волевой характер власти, т.е. наличие цели, программы, готовности их добиваться;

4. моноцентричность – наличие в лице государства единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.

5. многообразие ресурсов.

Политическая власть, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

 

При отсутствии какой-то из этих черт наступает безвластие, т.е. для политической власти необходимо наличие всех пяти черт.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации)

По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, армейскую, семейную и т.д.

По широте распространения выделяются:

мегауровень – международные организации (ООН, ЕЭС);

макроуровень – центральные органы государства;

мезоуровень – организации – организации (областные, районные и т.п.) подчиненные центру;

микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.