Снятие людей с гибнущего судна.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1978 г. обязывает капитанов судов оказывать всякую возможную помощь людям, грузу и судну, терпящим бедствие. Для этих же целей созданы специальные аварийно-спасательные службы и береговые спасательные станции, имеющие в своем распоряжении необходимые материально-технические средства (суда, вертолеты и т. д.).

Документом, регламентирующим порядок и средства оповещения о бедствии, порядок получения, обработки информации о бедствии, организации и приемов поиска и спасения, а также взаимодействия в процессе спасательных операций различных ведомств, является международное руководство по воздушному и морскому поиску и спасению (International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual, IAMSAR Manual).

Морской практике известны следующие способы снятия людей с гибнущего судна: снятие людей с гибнущего судна судном-спасателем; снятие людей с гибнущего судна на берег; снятие людей с гибнущего судна, пересадка их на судно-спасатель или высадка на берег с помощью вертолета. Наиболее эффективный способ снятия людей — подход судна-спасателя к борту гибнущего судна. Проведение подобной операции связано с целым рядом факторов, которые должны учитываться капитаном и экипажем судна-спасателя.

Успех этого маневра зависит от гидрометеорологических факторов, крена и характера разрушения аварийного судна, наличия плавающих обломков вокруг него, величины дрейфа обоих судов, степени обученности и опытности экипажа судна-спасателя.

В случаях, если к гибнущему судну нельзя подойти лагом или носом, то для спасения людей применяют шлюпки, плоты, спасательные беседки (при установленном леерном сообщении) и используют вертолеты.

Аварийное судно и судно-спасатель должны выпускать масло для создания пространства без опрокидывающихся гребней волн, что значительно облегчает работу шлюпок.

Не рекомендуется производить спасательные операции ночью, если условия погоды и состояние аварийного судна позволяют ему продержаться до наступления светлого времени суток.

Во всех случаях чрезвычайно важно установить надежную связь между спасателем и гибнущим судном.

Снятие людей с гибнущего судна на берег наиболее успешно осуществляется береговыми спасательными станциями, оборудованными шлюпками различных типов, линеметательными аппаратами и приспособлениями для леерного сообщения при помощи беседки или крытой шлюпки.

На терпящее бедствие судно со спасательной станции при помощи линеметательного аппарата подают линь, к которому крепят блок горденя с бесконечным лопарем. После того как блок закреплен к мачте или другому возвышенному месту судна, на него с помощью горденя подают леер, который закрепляют на 350-400 мм выше горденя, и беседку. Последнюю четырьмя стропами крепят к особому блоку, который ходит по лееру. Блок беседки крепят к горденю так, что если тянуть за верхнюю ветвь горденя, то беседка будет перемещаться к берегу; если за нижнюю, то блок вместе с беседкой пойдет к судну.

В тех случаях, когда аварийное судно находится от берега на расстоянии, которое не позволяет установить леерное сообщение или когда необходимо спасти большое количество людей, применяют специальную крытую спасательную шлюпку.

В настоящее время весьма эффективными являются операции по снятию людей с гибнущего судна при помощи вертолета. Для подачи линя на бедствующее судно или на берег суда снабжаются линеметательными устройствами, в комплект которых входит приспособление для пуска ракеты, ракета, линь и кассета для укладки линя. Для пуска ракеты служит пистолет, линеметательное ружье и пушка, принципиальное устройство которых одинаково.

По требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море линеметательное устройство должно бросать линь с достаточной точностью на расстояние не менее 230м и включать не менее четырех метательных снарядов и четырех линей.