Контркультура
Подобно тому, как и в обществе в целом, в организации может существовать и контркультура, которая упорно отвергает то, чего хочет достичь организация.
Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Это распространенное явление: доминирующая культура не может охватить все культурное пространство.
Среди таких контркультур можно выделить следующие виды:
а) прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
б) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
в) оппозиция образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей организационной культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения.
В определенном смысле организационные контркультуры являются призывом о помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась, и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль над своей жизнью в организации.
Некоторые контркультурные группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации. В качестве наглядных примеров можно назвать всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся в группе собственников контрольного пакета акций предприятия и коммерческие подразделения бюджетных организаций.
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой невозможно или затруднительно. Тогда к этим явлениям можно применять оба названия.
Обычно субкультуры закрыты и не претендуют на возможность подменить собою или вытеснить доминирующую культуру.
В современных условиях трудно предположить, что все члены организации будут вести себя одинаково, в соответствии с общими нормативными правилами.
Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение называется девиантным (отклоняющимся).
Важнейший признак субкультуры группы девиантов – слабая мотивация к соблюдению общепринятых и общезначимых нормповедения.
Девиантное поведение может даже угрожать безопасности организации.
Лучше всего предрешать эту проблему в момент приема на работу, т.е. оценивать сотрудника по критерию его совместимости с культурой организации. В противном случае можно создать группу риска с возможностью утечки важной информации.
Девианты испытывают подчас неодолимое давление своих пороков, перед которыми чаще всего бессильны основная организационная культура и действия администрации. Девианты имеют склонность к самооправданию, они интуитивно находят друг друга и устанавливают постоянное общение.