Нормы бокового зазора

Для обеспечения сборки и нормальных условий эксплуатации передачи необходим боковой зазор – измеренное по нормали расстояние между нерабочими профилями зубьев, находящихся в зацеплении. Боковой зазор компенсирует погрешности изготовления и монтажа передачи, температурные деформации и необходим для размещения смазки.

Стандартом установлено 6 видов сопряжения зубчатых колес в передаче A, B, C, D, E, H (в порядке убывания бокового зазора), определяющих величины гарантированного бокового зазора независимо от степеней точности и их комбинирования. Гарантированный зазор предназначен для размещения смазки и компенсации температурных деформаций. Вид сопряжения B считается нормальным (гарантирующим компенсацию температурных деформаций при разнице температур колес и корпуса передачи 25°С), A – увеличенным, C и D – уменьшенными, E –малым; при Н – =0. В зависимости от межосевого расстояния и вида сопряженияопределяется по квалитетам с 11-го (для вида сопряжения A) и по 7-й (для E) при соблюдении предусмотренных классов отклонений – соответственно , с VI по II. Стандартом допускается изменять соответствие между видом сопряжения и классом отклонения.

Технологически боковой зазор в сопряжении зубьев обеспечивается дополнительным (если ) радиальным смещением исходного контура зуборезного инструмента в тело колеса. Наименьшая величина этого смещения -(или ) зависит от вида сопряжения,d, степени точности по нормам плавности и гарантирует обеспечение . Смещение исходного контура ограниченно допуском на него . По аналогии с гладкими соединениями: ; . Стандартное значение зависит от допуска на радиальное биение зубчатого венца и от вида сопряжения, а также от вида допуска на боковой зазор при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска. Видов допуска на боковой зазор восемь: x, y, z, a, b, c, d, h( в порядке уменьшения допуска). Как правило, принимается соответствие пар Aa, Bb, Cc, Dd, Eh, Hh, но его допускается изменять, в том числе используя .

Однако вид допуска не определяет . Необходимый общий боковой зазор , где компенсирует погрешности изготовления и монтажа колес и передачи. Величину можно определить квадратически суммируя (как случайные величины) проекции на нормаль к профилям зубьев допуски на погрешности: межосевого расстояния , шага зацепления и направления зуба на обоих колесах, на отклонение от параллельности и перекос осей . Тогда можно определить . Наибольший боковой между зубьями в собранной передаче стандартом не ограничивается. Его можно определить из решения сборочной размерной цепи. При этом должно соблюдаться неравенство .